Среди пауков впервые обнаружен вегетарианец

Самка Bagheera kiplingi поедает Белтово тельце (Beltian body) на листе акации (фото Robert L. Curry).

Давно известный паук-скакун был причислен к вегетарианцам после того, как учёные из университета Аризоны (University of Arizona) проанализировали его тельце на изотопы углерода и азота. Биологи немало удивились, ведь такой необычный вид пауков был обнаружен впервые.

«Известно, что примерно 40-50 из более чем 40 тысяч видов пауков собирают нектар и пыльцу, однако они при этом остаются хищниками. Bagheera kiplingi — первый паук, полностью полагающийся на растительную пищу», — рассказывает не участвовавший в данном исследовании доктор Кеннет Уитни (Kenneth Whitney) из университета Райса.

Кристофер Михан (Christopher Meehan) и его коллеги определили рацион B. kiplingi, исследовав изотопный состав тканей тела паука. Соотношение нормальных и тяжёлых изотопов некоторых элементов позволяет установить, является животное плотоядным или травоядным.

Биологи обнаружили травоядного паука в Центральной Америке (фото Robert L. Curry).

Учёные выяснили, что соотношение 15N:14N, сигнализирующее о хищничестве, у B. kiplingi ниже на 5%, чем у остальных пауков-скакунов того же региона (Мексики). В то время как соотношение 13C:12C точно такое же, как наблюдается внутри богатых белками телец Белта, овальных образований на кончиках листьев акации.

В статье, опубликованной в Current Biology, учёные пишут, что пауки питаются ими примерно в 90% случаев (видеозаписи зафиксировали около 140 разных источников пищи, но этот был преобладающим).

Парадокс, но вид Bagheera kiplingi, открытый ещё в 1896 году, был назван так в честь пантеры Багиры, персонажа книги Редьярда Киплинга «Книга джунглей» (The Jungle Book).

Самка B. kiplingi защищает своё гнездо от рабочих муравьёв. Эти пауки являются по сути обманщиками, они пьют нектар и едят тельца Белта, предназначенные для муравьёв, но при этом в отличие от последних не защищают растение. А благодаря своему хорошему зрению (восемь глаз) и проворности им удаётся сбежать от муравьиной охраны (фото Robert L. Curry).

Зачем этим паукам понадобилось переключаться на растительную пищу? Возможно, дело в том, что на поиск и отлов других животных надо тратить много энергии, а тельца Белта доступны в большом количестве и в течение всего года. Правда, для смены рациона B. kiplingi необходимо было бы сменить и микрофлору кишечника.

Биологи также установили, что вегетарианская диета объединяет пауков: они сотнями оккупируют растение, организуя общие гнёзда и армии самцов для защиты от атак со стороны муравьёв. «Получается, что перед нами пример эволюционного перехода от охоты к собирательству», — подводит итог Михан.

Читайте также ещё одну статью, посвящённую изучению B. kiplingi, пресс-релиз университета Аризоны и наш материал о том, как пауки-скакуны были застигнуты за воровством другой еды муравьёв.

Кстати, случаев обратного (хищнического) жутковатого поведения животных куда больше. Например, не так давно стало известно, что на летучих мышей нападают не только белки, но и синицы, осы не прочь полакомиться птицами, а бабочки – человеческой кровью. А ещё мы рассказывали о кровожадных навозных жуках.

Альбатросы сфотографировали своих хищных поставщиков еды