Лазер создал в мозге фальшивые воспоминания о боли

C помощью метода, который сами учёные назвали «оптогенетикой», им удалось создать воспоминания о боли, которой на самом деле не было (фото Science Photo Library).

Воспоминания о неких неприятностях, которых на самом деле не происходило, сумели сформировать в мозгах дрозофил британские учёные. Параллельно биологи выяснили, какие клетки отвечают за память о таких событиях.

В эксперименте, проведённом Геро Мизенбёком (Gero Miesenböck) и его коллегами из Оксфорда (University of Oxford), дрозофил научили бояться запахов 3-октанола (OCT) либо 4-метилциклогексанола (MCH). Когда присутствовал тот или иной аромат, мушек били электрическим током.

У дрозофил появилась естественная реакция: они стали опасаться появления одного из запахов. Находясь в трубочке с двумя концами (из одного шёл «аромат» OCT, из другого – MCH), дрозофилы стали лететь на неприятный для них запах на 30% реже.

Все 12 нейронов сконцентрировались вокруг грибовидного тела (фото Claridge-Chang et al.).

На следующем этапе учёные захотели узнать, можно ли проделать то же самое, но без электрошока, то есть существует ли возможность сформировать (запрограммировать) воспоминания искусственно. Для этого биологи внедрили светочувствительную вариацию молекулы АТФ в различные нейроны мозга другой группы дрозофил.

Затем в присутствии соответствующих запахов биологи осветили мозг мушек лазером. Это привело к запуску соответствующих АТФ, которые активировали работу нейронов, выпускающих допамин. Этот нейромедиатор, по некоторым данным, способствует созданию у дрозофил неприятных воспоминаний.

«Редко эволюция изобретает одни и те же процессы по несколько раз. Даже простые организмы, как ни странно, могут обладать довольно-таки сложной ментальной деятельностью», – говорит Мизенбёк. Это означает, что, получив результат с дрозофилами, можно перенести выводы и на человека, что упростит изучение его мозга (фото Medicine@Yale).

Позже выяснилось: воздействие лазером действительно привело к тому, что мушки начали бояться запахов точно так же, как в случае с электрошоком (теперь движение к опасному «аромату» происходило на 28% реже). Как уже было сказано, поначалу модифицированные АТФ внедрялись в различные нейроны, однако чуть позже учёные обнаружили, что для формирования негативных воспоминаний достаточно подействовать всего лишь на 12 клеток.

На данный момент биологи пытаются проделать нечто подобное с мышами. Так что в скором времени тестированию подвергнутся и млекопитающие. И хотя пока ещё рано говорить о том, что и человек когда-нибудь будет словно по мановению волшебной палочки запоминать содержание какой-нибудь книги, теперь подобная возможность не выглядит чистой фантастикой.

Подробнее об исследовании читайте в статье авторов, опубликованной в журнале Cell. Узнайте также о том, как фальшивые воспоминания формируются у людей и как биологи стёрли воспоминания у крыс.

Philips создала измеритель стресса для трейдеров