Физики оценили число параллельных вселенных

Мультивселенная (Multiverse) – это ещё и световая скульптура американского мастера Лео Виллареала (Leo Villareal), расположенная в Вашингтоне (фото Mr. T in DC/flickr.com).

Представление о том, что наша Вселенная может быть лишь одной из множества других, за последние двадцать лет превратилось из научной фантастики в имеющую право на жизнь теорию мультивселенной. Теперь же физики из Стэнфорда (Stanford University) попытались подсчитать, сколько же может существовать таких параллельных миров.

За расчёты взялись Андрей Линде и Виталий Ванчурин. Они исходили из следующих предположений. Сразу после Большого взрыва (Big Bang), который являлся квантовым процессом, вызвавшим различные квантовые колебания, происходило быстрое расширение (инфляция) Вселенной.

Из-за большой скорости вскоре в отдельных регионах квантовые флуктуации были заморожены в виде тех или иных классических условий. Ныне все эти различающиеся области являются отдельными вселенными, и у каждой из них свои законы физики малых энергий.

Линде придерживается инфляционной модели вселенной (Inflationary Multiverse), которую он разработал в начале 1980-х годов совместно с некоторыми другими учёными. Здесь показано развитие мультивселенной во времени, различные цвета обозначают законы физики, характерные для отдельных вселенных (иллюстрация Stanford University).

В своей статье (PDF-документ), которая пока опубликована только на сайте препринтов arXiv.org, авторы работы проанализировали механизм появления тех самых квантовых флуктуаций. И учёные пришли к выводу – количество образовавшихся вселенных равняется десяти в десятой степени в десятой степени в седьмой степени (10^10^10^7). Впрочем, это значение может различаться в зависимости от того, какую модель построить (как отличать отдельные вселенные).

В любом случае число, конечно же, гигантское. Однако наблюдать все вселенные человек не в состоянии, убеждены специалисты из Стэнфорда. Это обусловлено особенностями строения нашего мозга: в течение жизни он не способен воспринять более десяти в шестнадцатой степени (1016) битов информации (данное предположение выдвинуто в другой работе и поддержано стэнфордскими учёными). В результате получается, что человек не может воспринять более десяти в десятой степени в шестой степени наблюдаемых конфигураций.

Не больше, не меньше – именно столько вселенных, по мнению авторов новой работы, доступно человеческому разуму (иллюстрация Andrei Linde, Vitaly Vanchurin).

И это нормально, утверждают Линде и Ванчурин. Нечего пытаться возвысить себя и полагать, будто все параллельные вселенные доступны человеческому сознанию. К тому же в нашей повседневной жизни квантовые эффекты играют малую роль, а потому мы их можем спокойно игнорировать.

Подобные вычисления действительно мало чем полезны для обывателя и имеют значение, пожалуй, только для физиков и астрономов, изучающих квантовые эффекты на супергалактическом уровне.

Когда мы анализируем возможность существования вселенной определённого типа, мы должны помнить, что существует пара вселенная-наблюдатель, которая собственно её и оживляет, а также, что волновая функция всей остальной мультивселенной зависит от времени, пишут физики.

Зачем же считать параллельные вселенные? Линде и Ванчурин считают – для того чтобы позже определить вероятность существования жизни во Вселенной с каким-то особым набором свойств. А ещё узнать, каковы были шансы, что мы «окажемся» в мире с физическими законами, соответствующими наблюдаемым (что разрешило бы вопросы, связанные с антропным принципом).

Читайте также о теории, предполагающей, что Вселенная имеет вид многомерного пончика, и о том, как было пересчитано число возможных цивилизаций (правда, только в нашей Галактике).

Впервые создана чёрная дыра для света