Открыт похоронный ритуал у сорок

Сороки – не слишком дружелюбные существа, они не очень-то боятся людей и могут сообща напасть на кошку (фото The Wildlife Studio/Alamy).

Сороки способны испытывать сложные эмоции и даже провожают друзей в «последний путь». Так утверждает специалист по поведению животных Марк Бикофф (Marc Bekoff) из университета Колорадо в Боулдере.

Учёные давно спорят, являются ли эмоции чисто человеческой привилегией или же свойственны и животным. Большинство считают, что животные не испытывают эмоций, а те биологи, которые полагают иначе, лишь пытаются наделить их человеческими чертами (этот принцип назвали антропоморфизмом).

Бикофф – один из таких «отступников». Он уверен, что эмоции появились и эволюционировали именно у животных, так как они увеличивали шансы на выживание. В своей статье, опубликованной в журнале Emotion, Space and Society, биолог пишет, что он наблюдал необычный ритуал четырёх сорок, собравшихся у трупика собрата.

«Одна птица подошла ближе, осторожно клюнула бездыханное тело, точно так же, как слоны хоботом ощупывают своих умерших сородичей, отошла назад. Затем другая сорока проделала то же самое. После третья птица слетала куда-то и, вернувшись с пучком травы, положила её рядом с трупиком, словно возложила импровизированный венок, четвёртая повторила действия третьей. В конце концов все сороки постояли немного неподвижно и одна за другой улетели», — рассказывает Марк.

После того как биолог поделился рассказом о необычных «похоронах», к нему на электронную почту стали приходить письма, в которых люди рассказывали, что наблюдали нечто подобное не только у сорок, но и у воронов и ворон.

Марк – известный любитель животных, он полагает, что охота на них недопустима (фото с сайта literati.net).

Бикофф на основании наблюдений за поведением сорок сделал вывод, что они способны грустить об умершем. И хотя никто не может определить, что птицы на самом деле чувствовали, их действия выглядели именно как прощание с почившим другом. Кстати, известно, что сороки довольно сообразительные существа: они единственные не млекопитающие, узнающие себя в зеркале.

Автор новой работы также рассказывает, что замечал «человеческие» эмоции и у слонов. Однажды он наблюдал за одним кенийским стадом гигантов и заметил, что слоны ждали покалеченную самку, которая могла идти только очень медленно. Слониха отстала от стада, через какое-то время её сородичи обернулись, оценили ситуацию и дождались, когда самка догонит остальных.

«Единственное заключение, которое я могу сделать: другим слонам не было всё равно, и они изменили свои действия, выказывая тем самым заботу об отставшем члене группы», — считает доктор Бикофф.

Отметим, что зоологи также наблюдали скорбь у горилл, сопереживание у крыс и дружбу у кошек, а одна научная группа даже определяла эмоциональный настрой собак по движениям их хвоста.

Открыт самый гигантский из гигантских кругопрядов

21 октября 2009

Игры мышей в Quake показали нейронную карту местности

20 октября 2009

Открыта бескорыстная помощь у шимпанзе

20 октября 2009

Биологи застали дельфинов за игрой в футбол медузами

19 октября 2009

Раскрыт секрет распознавания растениями своих сородичей

16 октября 2009
  • Я тоже заметил, что птицы могут горевать по своим собратьям.
    У меня заболел попугайчик и мы не успели его вылечить.
    Самочка горевала, прикасалась к нему клювом, а потом долго
    горевала и можно сказать плакала.
    Купив похожего самца и подсадив его к нашей птичке, я заметил
    что она целый месяц не хотела общаться с ним.
    Сейчас все в порядке.