BIG INABA MAD MASS. Два последних слова при беглом взгляде вольно или невольно складываются в неприличность. Между тем за каждым из названий стоит по команде из разных стран: Дании, США, Китая и Южной Кореи. Коллективы объединились, чтобы спроектировать новый план города. И, что важно, план этот (при всей фантастичности) разработан с учётом мирфинкризиса. Девиз проекта – «Меры экономии в масштабе».
Идею совместного творчества четырёх архитектурных студий выдвинули сотрудники музея современного искусства провинции Кёнгидо (GMoMA), находящегося в городе Ансан (Ansan). Именно этот расположенный вблизи Сеула полис с населением 550 тысяч человек было предложено преобразить четырьмя зданиями в диапазоне высот от 80 до 400 и длиной до 1500 метров.
Архитекторы всенепременно обязаны были принять во внимание сегодняшнюю «экономическую нестабильность» и сделать проекты масштабируемыми по принципу «мало денег – сокращаем, появились средства – расширяем».
И даже более того, по первоначальной идее, размер объектов по-настоящему не имеет значения: если ради практической пользы нужно уменьшить или увеличить формы на 40, 50, 60 или более (менее) процентов, – такая возможность должна присутствовать. 1000% или 10 000%? Не важно, объект выполняет какие-то функции даже тогда. Любой масштаб – любой бюджет. Да здравствует универсальность.
Архитекторы приняли вызов, и с 17 декабря по 15 февраля их работы (презентации зданий и мебели «из неё») можно увидеть в названном выше музее – на выставке BIG INABA MAD MASS. Что ж, посмотрим проекты дистанционно.
BIG (Bjarke Ingels Group) – это действующая в Копенгагене группа из 60 архитекторов, дизайнеров, строителей и (о, да) мыслителей. Нам эти «большие» ребята известны по дому-иероглифу для Шанхая и зданию в виде буквы W для Праги.
Ансану в BIG предложили «Городскую пористость» (Urban Porosity) – огроменную загогулину, состоящую из модулей, которые громоздятся друг на друге, как игрушечные кубики. Судя по иллюстрациям, экономический коллапс уже миновал, что позволило выстроить из «пор» пирамиду, подобие змеи и цветка.
Фирма INABA базируется в Лос-Анджелесе. Её основатель Джеффри Инаба (Jeffrey Inaba) в большей степени исследователь, чем практикующий архитектор. Будучи директором экспериментальной лаборатории C-Lab в Колумбийском университете, Инаба посредством трансформации форм ищет новые виды коммуникаций, изучает урбанизм в контексте культурологии, ну и преподаёт студентам архитектуру.
Проект от Инабы зовётся Walk This Way, что условно можно перевести как «Мы пойдём другим путём». «Условно» потому, что «особости пути» нет – в здании Джеффри отчётливо просматривается новое здание штаб-квартиры центрального телевидения Китая (CCTV). Да, раскоряка вышла причудливая, но есть опасения, что в реальности она, как те шарики из анекдота, радовать не будет.
Инаба, однако, уверен – его конструкция может служить отличным «архитектурным маяком», указывая своими гранями-стрелками направления, например в центр города или к его достопримечательностям.
Компания с «безумным» названием MAD обитает в Пекине. Её Beautiful Minds – и открытое сознание, и «Игры разума» (видимо, инопланетного), и «Война миров», и ещё чёрт знает что. Выглядит так, словно венерина мухоловка прилетела с Венеры в виде семени на метеорите и, пробившись сквозь земную толщу, пронизывает людишек лучами смерти.
Китайские архитекторы называют это «искусственным и интеллектуальным ответом природной среде Ансана»: щупальца возносят над пирамидой преисполненные вдохновения стручки. Впрочем, в качестве «кризисной» скамейки с фонариками объект выглядит вполне мирно.
«Мутировавшие строения и робототехнические башни» (Mutated Slabs and Robotic Towers) – замысел фирмы Mass Studies из Сеула, которая рассматривает архитектуру в контексте массового производства, сталкивая прошлое и будущее, местное и глобальное, утопии и реальность.
Поэтому тут мы имеем дело не просто с вращающимся небоскрёбом, а со зданием-роботом, в котором разнокалиберные блоки ещё и ездят вверх-вниз. И самолёты вокруг вьются, как вороньё. Футурама, да и только.
Таким образом, на выставке BIG INABA MAD MASS уменьшенные в масштабе версии архитектурных объектов (в будущем планируется миниатюризация вплоть до игрушек) рекламируют своих «больших братьев», и наоборот. А посетители оценивают применимость идеи в том или ином контексте, находя новые «уровни полезности».
И действительно, подвергнись аналогичному испытанию некоторые уже возведённые строения, глядишь, и выяснилось бы, что Пётр Первый от Церетели куда гармоничнее выглядит в качестве брелока для связки ключей, а пресловутому «газоскрёбу» самое место на прикроватном столике, в виде ночника.