Авиалайнер Мир заходит на посадку в подвешенном состоянии

Художница намеренно показывает публике все стадии создания своих работ, и те, следует заметить, от этого только выигрывают. Снимки не надутого до конца самолёта, пожалуй, получились даже более впечатляющими и дающими повод для различных интерпретаций (фото Aleksandra Mir).

Гигантский надувной реактивный самолёт, наполненный 106 кубометрами гелия, – летит, но не движется. Однако «фальшивый полёт» не мешает лайнеру совершать бессрочное мировое турне. Аэроплан садится в самых разных, но неизменно центровых местах. Позади Великобритания, Швейцария, Франция – глядишь, необычное воздушное судно долетит до России и надуется, например, на Красной площади.

Проект называется «Посадка самолёта» (Plane Landing). Его автор – женщина, взявшая вместо фамилии название затопленной в океане российской космической станции и провозгласившая своим днём рождения 11 сентября. С международной художницей Александрой Мир (Aleksandra Mir) мы уже встречались в 2006 году, когда рассказывали об её очаровательном "Большом Зонте". Теперь же не грех вернуться к творчеству Саши, ибо оно того, несомненно, стоит.

«Весной 2001 года я жила в Англии и много времени проводила в местных поездах. Одним туманным утром я так и ехала на поезде из Лондона в Бристоль, когда увидела вдалеке в небе несколько самолётов, очевидно, находившихся в процессе посадки, – вспоминает Александра. – Некоторые из них выглядели так, будто стояли на месте. В результате я решила, что этот удивительный визуальный фокус было бы интересно воссоздать в реальности».

Чтобы нелетающий лайнер выбрался за пределы Великобритании и оказался сначала в Швейцарии, а потом и в центре Парижа, потребовалось пять лет. И там и там самолёт побывал в 2008-м. Дальнейший его маршрут неизвестен (фото Aleksandra Mir).

«Я хотела плавающий в воздухе, привязанный шар, который всё ещё находится в небе, но парит достаточно низко, как в постоянном состоянии посадки. Скульптуру в воздухе, которая едва движется. Это не проблема, это полный абсурд и парадокс, – считает Мир. – Причём очень значим такой элемент, как погода, которая настолько непредсказуема, что делает воздухоплавание уязвимым, блаженным видом искусства, которым оно и является».

Изготовить воздушный шар такой причудливой формы было довольно сложно, но фирма Cameron Balloons из Бристоля взялась выполнить заказ. Проблему с финансированием решил $87-тысячный грант Совета искусств Англии (Art Council of England). Надувной лайнер был задуман как копия Boeing 737 длиной 20,8 метра (размах крыльев – 15 м) и весом 91 килограмм. На разных этапах самолёт изготавливали восемь человек.

«Что это вы тут делаете?» – «Да вот, авиалайнер шьём». Самолёт был закончен в июне 2003-го, а первые «фальшивые полёты» совершил в июле – как на открытом воздухе, там и в ангаре (фото Aleksandra Mir).

Разработчикам было нужно, как говорит Мир, разрешить фундаментальный парадокс: как сделать шар, используя материалы, которые легче воздуха, и придать ему форму объекта, «изначально предназначенного для перевозки более 400 тонн стали»; как сбалансировать шар в форме креста; как удержать его у земли, когда он обладает идеальной аэродинамической формой и «хочет летать».

«Работа шла очень медленно. Мне пришлось съездить в Бристоль 15 раз, написать три тысячи писем, чтобы не только обсудить технологии и дизайн, но и искать новые смыслы и так далее, – рассказывает Александра. – Для меня было очень важно, что моё „видение“ являлось простым и ясным, полностью открытым для пожеланий и предложений всех сотрудничающих сторон. Поскольку в проект вовлекалось всё больше и больше людей, он становился качественнее, вкуснее и выходил на тот уровень работы, который я люблю».

Первым делом самолёты, а Мир – мир. Родилась она в 1967-м в польском Люблине, является гражданкой Швеции и США, а живёт на острове Сицилия в Палермо (фото Aleksandra Mir).

В итоге, понятное дело, спецы Cameron Balloons справились, недаром они «клепают» разнообразные воздушные шары с 1966-го. От первоначальной идеи до воплощения прошло два года – впервые самолёт был надут летом 2003-го на территории британской галереи Compton Verney.

Самое время спросить Мир, что же она хочет нам сказать посредством Plane Landing?

Между прочим, Александре Мир наверняка будет любопытно познакомиться с российской надувной военной техникой, которую выпускает московское НПП «Русбал». Говорят, им ведётся разработка и макетов боевых самолётов, в том числе истребителя Су-27 (фото Aleksandra Mir).

«Это объект, который функционирует как скульптура на открытом воздухе под открытым небом, вписанная в готовый пейзаж и действующая как катализатор разговоров о существующем ландшафте. Самолёт будет вставлен в различных точках по всему миру и внедрён в пейзаж, который я хочу обсудить, инвертировать его специфику. Он должен быть таким, что смысл в моей работе станет вызывать какие-то местные ассоциации, – объясняет художница.

– Скажем, если бы вы встретили этот лайнер в аэропорту Цюриха, то, возможно, задумались бы о национальной авиакомпании Swissair и её значении для самобытности Швейцарии. В Манчестере скульптура может отослать вас к истории индустриализма, в Нью-Йорке – к трагическим событиям 11 сентября, и так далее».

Искусство искусством, а настоящие, серьёзные надувные самолёты существуют с 1950-х, и есть немало шансов, что человечество ещё будет их использовать в ходе военных действий и даже на других планетах (фото Aleksandra Mir).

Думается, если Мир привезла бы Plane Landing в нашу страну, ему бы нашлось не одно знаковое место. К примеру, на ВВЦ надувной самолёт живо напомнил бы о варварски демонтированном Ту-154, а на Красной площади, возможно, о вопиющем перелёте Матиаса Руста.

В перспективе же Александра планирует снять документальный фильм про «Посадку самолёта» в разных странах мира и когда-нибудь сделать надувной авиалайнер в натуральную величину, чтобы продолжить «эксперименты».

Быть может, не все об этом знают, но уже придуманы такие надувные вещи, как автомобили, толпы людей, стиральная машина и парламент (фото Aleksandra Mir).

О своей роли в «Посадке самолёта» Мир говорит так: «Я не вижу себя в качестве пилота или церемониймейстера, я просто хозяйка этой работы. Вся затея посвящена тому, как приглашать людей к участию, как заставить их чувствовать себя частью творения. Возможно, фраза звучит мрачновато, но в основном это очень мило».

В данном контексте уместно упомянуть другой «призёмлённый аэропроект» – «Гравитацию» (Gravity) образца 2006 года. Суть – 20-метровая ракета, построенная из металлолома и мусора, собранных за пять месяцев в Великобритании: в дело пошли ржавые бочки, трубы, контейнеры, тракторные шины, промышленные вентиляторы, а в нижней части оказалась цистерна трёхметрового диаметра с фабрики по производству зубной пасты.

«Гравитация», конечно, впечатляет. И заставляет вспомнить копию межконтинентальной баллистической ракеты «Миротворец» в натуральную величину, которая была построена в 2004 году в США с мирными, впрочем, целями (фото Aleksandra Mir).

Возвести ракету в арт-центре Roundhouse, некогда бывшем поворотной станцией для поездов, Александре помогло агентство Arts Catalyst, которое с радостью поддерживает конкретные проекты, связывающие искусство и науку. Когда удалось найти финансы (общий бюджет составил почти $62 тысячи) и необходимые материалы, за работу принялись более 30 человек: дизайнеры, сварщики, инженеры, водители, монтажники, осветители и так далее.

Ракету построили за два дня, она простояла трое суток, а потом в течение двух дней была демонтирована. Некоторые её части были возвращены туда, где их нашли, а оставшиеся четыре тонны стали художница и её друзья сдали на металлолом, выручив за это почти $360. Но это уже частности. Какова же смысловая нагрузка «Гравитации»?

Тут бы и воскликнуть «Когда б вы знали, из какого сора!» Однако все всё знают, Мир подробно рассказывает и показывает, из какого. Кстати, видеоролик на тему «Гравитации» находится здесь (C.Burr Design/flickr.com).

По словам Мир, с одной стороны, в ракете можно усмотреть некую имитацию – слабую, уязвимую и некомпетентную (на уровне «Давид против Голиафа») – глобальных событий, например прорывов в космической программе, оказывающих сильное влияние на то, как мы живём и воспринимаем себя в этом мире. С другой стороны, амбициозное строительство космической ракеты из мусора, которая, конечно, никогда никуда не полетит, — это метафорический комментарий женщины-художника.

Кроме того, Александре было очень интересно работать с объектами, отслужившими своё, оригинальные функции которых легко обнаружить по их собственным рассказам.

«Идея об использовании таких найденных культурных остатков или мусора стоит в прямой оппозиции к утопии новых блестящих вещей», — говорит Мир. Наконец, ей нравится вызов при работе со старыми материалами, которая в десять раз тяжелее, чем когда делаешь что-то новое с нуля.

Следует заметить, что «Гравитация» во многом является продолжением проекта «Первая женщина на Луне» (First Woman on the Moon) 1999 года, задуманного опять же как комментарий некомпетентного автора к 30-летию лунной высадки. Несколько тракторов превратили часть голландского пляжа в песчаный лунный пейзаж с кратерами, где группа женщин-космонавтов установила звёздно-полосатый флаг.

О «высадке» женщин на Луне был снят 12-минутный документальный фильм, посмотреть который можно на этой странице (фото Aleksandra Mir).

«Как Джон Кеннеди однажды сказал, что хочет увидеть человека на Луне до конца десятилетия, так и я заявила, что хочу высадить там женщину до конца этого тысячелетия, прекрасно зная, что этого не произойдёт, – пишет Мир. – Проект был в сущности шуткой по поводу отсутствия гендерного равенства в нашем обществе. Вообще же мои работы часто называют „феминистскими“, но я лично знаю, что всё намного сложнее.

То, что мне удаётся успешная реализация проектов (хотя всегда существует масса препятствий, следуют частые отмены), является ещё одним доводом в пользу профессионального равенства между мужчинами и женщинами (и миру искусства ещё предстоит пройти долгий путь в этом направлении), однако содержание моих проектов практически всегда уходит в противоположную сторону, показывая слабости, уязвимости и некомпетентность. За это меня критикуют как феминистки, так и анархисты.

Но думаю, двойственность всегда была частью хорошего произведения, и эти общественные, открытые для публики работы оставляют массу возможностей в плане изучения. Для меня это один из факторов, благодаря которым я получаю большое удовольствие, занимаясь искусством».



Рисовальщик звуков позволил увидеть реплики дельфинов

11 января 2009

Радостные деревья разрушают представление о стабильности

26 декабря 2008

Аргентинец придумал социальную сеть для аквариумных рыбок

24 декабря 2008

На рынок вышла машина аплодисментов

2 декабря 2008

Увидело свет второе поколение Машины Будды

20 ноября 2008