Открыт удивительный способ выживания доисторического козла

Представители вида Myotragus balearicus жили на Майорке более пяти миллионов лет. Их рост редко превышал 45 сантиметров (фото Xavier Vázquez/Wikipedia).

Древние козлы долгие годы проживали на почти пустом острове, и их метаболизм подстроился под суровые условия необычным образом. Группа палеонтологов из Автономного университета Барселоны (Universitat Autònoma de Barcelona) обнаружила, что животные превратились в некое подобие рептилий. У млекопитающих такое наблюдается впервые.

Окаменелости M. balearicus начали находить на Майорке (Majorca) ещё в 1900-х. Анализ костей козлов показал, что они умели изменять свой обмен веществ практически по желанию.

Большинство крупных млекопитающих быстро и постоянно растут, их метаболизм необходимо постоянно подпитывать, то есть животное обязано что-то употреблять в пищу. Иначе оно умрёт. Рептилии же растут медленно и умеют подстраивать свой обмен веществ под окружающие условия. Именно поэтому они обычно лучше выживают на отдалённых и изолированных островах, ресурсы которых весьма и весьма ограничены.

Скелет M. balearicus свидетельствует о том, что эти животные не могли бегать, прыгать и вообще двигаться быстро. По этой причине они стали лёгкой добычей для человека (фото Francisco Valverde/Wikipedia).

Никаких «средних звеньев» между этим двумя группами биологи ранее не наблюдали. Однако каталонские учёные установили, что некоторые M. balearicus изменяли скорость роста и обменных процессов по мере надобности от сезона к сезону и во время «тяжёлых времён» (засух, к примеру).

Учёные сравнили кости козлов и рептилий, живших примерно в те же времена в том же районе: их жизненные циклы можно было изучать по окаменелостям, как по кольцам на спилах деревьев.

Это необычное умение, вероятно, и определило столь долгую и счастливую жизнь козлов на Майорке. Однако подобная метода спасала только до тех пор, пока у M. balearicus не появились естественные враги – люди, которые изничтожили животных около трёх тысяч лет назад.

«Как и современные рептилии, козлы, вероятно, большую часть своей жизни просто грелись на солнышке», – говорит Кохлер (фото Brian C/flickr.com).

Мейке Кохлер (Meike Köhler) и Сальвадор Мойа-Сола (Salvador Moyà-Solà) показали, что адаптация сделала козлов маленькими и медлительными.

«Животные могли позволить себе сжигать только ту энергию, что им давала природа», — говорит в пресс-релизе университета Кохлер.

Когда у них рождались детёныши, то они, скорее всего, были не больше крупных крыс. На то, чтобы вырасти до взрослых размеров, у молодняка уходили годы. Часть энергии сохранялась благодаря уменьшению количества нервной ткани: мозг M. balearicus по объёму не превышал половины мозга нынешних копытных млекопитающих, а глаза были примерно в три раза меньше.

Узнайте также о том, как был раскрыт секрет многолетнего сна лягушек, выведена самая выносливая мышь и проанализированы особенности метаболизма разных народов мира.

Впервые заснято поедание медузы грибовидным кораллом