Объяснено происхождение донных месторождений никеля

Порядка 10% мирового производства никеля приходится на использование ископаемого сульфида никеля (на снимке), добываемого с морского дна. Из этого соединения никель извлекать сравнительно легко (фото Marco Fiorentini/Science).

Геохимики из канадского университета Манитобы под руководством Андрея Беккера (Andrey Bekker) исследовали образцы пород из Западной Австралии и обнаружили ключ к происхождению древней серы, приведшей, в свою очередь, к появлению месторождений никеля.

До сих пор не было ясно, как сера вообще попала в состав железо-никелевой руды. Ни морская вода, под которой обнаруживаются месторождения, ни исторгнутая из мантии Земли расплавленная магма не подходят в качестве приемлемого ответа.

В опубликованной в Science статье учёные предполагают, что в неоархейскую эру вулканические извержения спровоцировали выброс огромного количества двуокиси серы в атмосферу. Сошедшая с дождём сера скапливалась в осадочной толще на дне моря. Геотермические процессы преобразовали её в сульфид и в комбинации с никелем, присутствовавшим в расплавленной магме, «упаковали» внутри вулканической породы под названием коматит.

Гипотезу Беккера подтверждает тот факт, что в образцах австралийских пород наблюдалось необычное соотношение изотопов серы (сера-33 и сера-32). Эти изотопы из вулканов и попали в изучаемые породы в результате распада диоксида серы под воздействием ультрафиолетовых лучей.

«В геологических масштабах времени процесс образования серы был молниеносным, — он занял всего несколько миллионов лет, — говорит Беккер. – После ассимиляции магмой осадков могло потребоваться и того меньше – считанные десятилетия для образования рудных залежей».

Читайте, как при помощи другого занимательного минерала циркона был прояснён возраст древних алмазов и как он помог учёным уточнить дату зарождения континентов.

Открыты секреты производства золота инков