Гигантский экоград возникает как источник инноваций

Непривычная архитектура, ажурное небо, играющая вода и беспилотный транспорт над улицами – другая планета? Нет, просто новый город в ОАЭ (иллюстрация Foster + Partners).

Масдар. Новое имя в экологической тематике. Это город. Это инициатива. Это компания. И это попытка построить в пустыне мечту, эталонную среду обитания, в которой самая современная техника органично вписывается в природу. Котлованы уже видны, сваи забиты, грузовики и бульдозеры пыхтят вовсю. Добро пожаловать в будущее. В Абу-Даби.

Город Масдар (Masdar City), чьё название по-арабски означает «источник, ключ», уже обретает свои очертания, хотя пока на месте строительства можно увидеть лишь непонятные бетонные конструкции, торчащие из песка.

Инициаторы грандиозного проекта (а первую скрипку тут играет энергетическая корпорация Masdar) обещают сделать этот населённый пункт первым на планете городом с нулевым выбросом углерода (тут он может обогнать Санта-Монику) и нулевыми отходами. Оригинальная архитектура, любопытные энергетические системы, футуристический транспорт (город вообще без автомобилей) — в Масдаре будет на что взглянуть.

Может быть, с высоты птичьего полёта город этот не произведёт сильного впечатления: плотная застройка невысокой этажности и простая прямоугольная планировка. Но с уровня улиц перед жителями и туристами раскроется вся прелесть этого зелёного места.

Общая площадь города составит 6 квадратных километров. Рядом с основными прямоугольниками-кварталами примостится энергетический блок, значительная часть которого будет отведена под поля солнечных батарей (иллюстрации Foster + Partners).

Главное, на что обратят внимание прохожие, — почти весь город будет прикрыт сверху сонмом затейливых ажурных конструкций, создающих на улицах и площадях резную тень. В сочетании с близко стоящими домами, у части из которых ещё и стены нависают над тротуаром или выполнены выступающие балюстрады и площадки, этот полог создаёт необычное чувство уюта.

Экогороду в пустыне будут чужды огромные пустые площади с раскалённым асфальтом, нагретым лучами солнца. Хотя нельзя сказать, что в Масдаре совсем не будет открытых пространств. Но всё будет подчинено созданию атмосферы домашней, душевной обстановки. Вездесущие фонтанчики, канальчики и водопадики, зелёные насаждения и никаких проспектов с чадящими легковушками.

Масдар вместит 40-48 тысяч жителей и ещё больше туристов будут посещать его ежедневно. До международного аэропорта и центра собственно Абу-Даби обещают организовать удобный монорельсовый транспорт. Впрочем, куда интереснее будет транспорт в самом городе... (иллюстрация Foster + Partners, Masdar Initiative)

С практической точки зрения узорчатые пологи будут способствовать снижению затрат города на кондиционирование. Такое вот сочетание стиля и технологий, как и во всём, к чему приложил руку знаменитый Норман Фостер (Norman Foster). Да именно в Foster + Partners нарисовали сказочный Масдар.

Проект этот стартовал ещё в 2007 году, но лишь сейчас он начал материализовываться. А вообще-то развитие этого удивительного района Абу-Даби (фактически города в городе) рассчитано до 2023 года.

Масдар будет зоной, свободной от промышленных предприятий и неэкологичного транспорта.

Улицы и переулки Масдара больше напоминают цепочку атриумов, как во многих современных торговых или бизнес-центрах (иллюстрации Foster + Partners).

По замыслу властей Абу-Даби, полторы тысячи компаний из разных стран мира обретут тут свои офисы, лаборатории или научно-исследовательские центры, пользуясь возможностью организовывать предприятия со 100-процентным иностранным владением, нулевыми налогами и отсутствием ограничений на движение капитала, а также — сильной защитой интеллектуальной собственности.

Таким образом, Масдар призван стать экозвездой региона, которая будет и разрабатывать передовые технологии, и демонстрировать их во всей красе.

Опреснение воды при помощи солнечной энергии и повторное использование воды технической, переработка мусора в сырьё, передовые системы поддержания микроклимата, 100-процентная альтернативная энергетика — город подаст хороший пример последователям. А также Масдар будет заниматься экспортом «зелёных» технологий.

Тень в городе будут создавать не только резные пологи, но и натуральная листва (иллюстрации Foster + Partners, Masdar Initiative).

Удивительно, но крупного экспортёра нефти — ОАЭ — настолько озаботили вопросы энергетической безопасности, изменения климата, сохранения водных ресурсов и защиты природы, что он решил создать особое место, где специалисты со всего света могли бы работать над разрешением этих проблем.

Это и есть «Инициатива Масдар» (Masdar Initiative). Цель её — создание нового экономического сектора ОАЭ вокруг «зелёных» и наукоёмких отраслей, привлечение партнёров из-за рубежа, в том числе — технологических лидеров.

Дома, школы, рестораны, театры и магазины, офисы и иные общественные здания в Масдаре, с одной стороны, выглядят как «пришельцы из будущего», с другой, по замыслу авторов плана,– вызывают ассоциации с традиционными постройками арабского Востока (иллюстрации Masdar Initiative, Foster + Partners).

Появившиеся тут новые изобретения потом будут реализованы не только в ОАЭ, но и в других странах.

Таков бизнес-план Эмиратов, отчасти помогающий сделать этот весьма дорогой суперэкопроект (его оценивают в $22 миллиарда) потенциальным золотым дном. Масдар выступит знаменем диверсификации нефтяной экономики, символом экологического движения.

Движение же в самом Масдаре будет тоже экологичным. Как уже сказано — это будет зона, свободная от автомобилей. Зато тут будет действовать необычный общественный транспорт — персональный скоростной (PRT).

Первое слово значит, что в одном аппарате смогут перемещаться всего шесть человек (то есть перед нами даже не микроавтобус), а второе означает высокую скорость – не столько максимальную, сколько среднюю, плюс малое время ожидания и оптимальный маршрут поездки.

Шестиместная капсула кибертакси, представленная на днях в Абу-Даби. В транспортной системе Масдара эти роботы смогут следовать друг за другом с минимальным интервалом всего в 3-4 секунды – электроника не допустит столкновения (фотографии Masdar).

Капсулы-роботы CyberCabs будут ждать своих пассажиров во множестве пунктов города. Человек или группа людей смогут сесть в них, набрать на панели управления пункт назначения и спокойно смотреть, как беспилотное такси отвозит их в нужное место.

Сеть остановочных пунктов должны связать специальные дорожки (в том числе — воздушные), причём остановившаяся капсула будет сходить с основной «магистрали», не мешая другим вагончикам следовать мимо, благодаря чему будет обеспечена высокая пропускная способность системы и сократится время поездки для каждого конкретного пассажира.

На презентации капсулы в Абу-Даби присутствовала генерал-губернатор Австралийского союза Квентин Брайс (Quentin Bryce). Австралийцы заинтересовались проектом? Возможно. Правда, специалисты отмечают, что робототехнические системы PRT почти невозможно интегрировать в существующие города. В случае с Хитроу речь идёт о более-менее свободной от застройки пригородной зоне. А Масдар и вовсе весь спроектирован специально под сеть кибертакси (фото Masdar).

Этот принцип такси-роботов не нов. Сама идея PRT витает в воздухе почти 50 лет, но примеров практической реализации в полном объёме (да с реальными пассажирами, а не испытателями) – раз-два и...

Собственно их два примера и есть. Первую в мире такую систему — ULTra, разработанную в Бристоле, — вскоре запустят в лондонском аэропорту Heathrow. Мы рассказывали о ней во второй части этой новости.

А вторая практическая система — это как раз и есть транспорт в Масдаре.

Масдар будет одной гигантской пешеходной зоной, но из конца в конец в нём можно будет добраться очень быстро. И буквально без шума и пыли (иллюстрации Foster + Partners, Masdar Initiative).

По общему принципу действия и даже внешнему виду CyberCabs, созданные для ОАЭ, похожи на капсулы ULTra, однако автономные аппараты для экогорода разработала и построила другая компания — голландская 2getthere.

Есть, впрочем, скрытые отличия. У британцев электронные мозги капсулы полагаются на сигналы лазерных дальномеров, у голландцев — на показания сенсоров, чувствующих магниты, встроенные в асфальт каждые пять метров. В ULTra аккумуляторы — свинцово-кислотные, в капсулах от 2getthere — более дорогие, но и более ёмкие литиевые.

Foster + Partners сообщает, что сеть капсул обеспечит обитателям Масдара пешеходную доступность в 200 метров между любой точкой города и ближайшим остановочным пунктом системы (иллюстрация Foster + Partners).

Вообще, передовые технологии в области энергетики — конёк Масдара. Солнечные батареи и ветряки — это само собой. Здесь намерены апробировать и другие варианты получения энергии. Не зря второе название компании Masdar — Abu Dhabi Future Energy Company.

В частности, есть шанс, что на площадке Масдара изобретатели испытают систему Beam-Down, разработанную в Токийском технологическом институте (Tokyo Institute of Technology).

В её основе — поле зеркал, направляющих лучи на теплоприёмник, через который прокачивается теплоноситель, в конечном счёте, приводящий в действие турбину электростанции. Принцип не нов — помните феерическую солнечную башню в Испании и её родственниц?

Однако у японцев комплекс словно перевёрнут.

Теплоприёмник располагается на земле, а в воздухе, в центре зеркального поля, «подвешено» ещё одно огромное зеркало, собирающее свет с армии нижних зеркал и переправляющее его вниз.

Общий принцип работы системы Beam-Down. Японцы считают, что таким способом можно расположить вокруг теплоприёмника больше гелиостатов, лучше отслеживать передвижение солнца, а ещё – не тратить энергию на закачивание солевого раствора на вершину башни (иллюстрации Tokyo Institute of Technology, SENER).

По расчётам разработчиков, такая солнечная тепловая станция будет дешевле и эффективнее классического варианта с высокой башней в центре. 100-киловаттный образец Beam-Down, который «сватают» Масдару, может показать на практике — так ли это.

Вероятно, со временем мы узнаем ещё о каких-нибудь необычных технологиях, которые будут привлечены в Масдар — эту огромную лабораторию под «не совсем открытым небом».

Для обитателей же города, наверное, куда важнее будет оформление всего этого буйства новаций. Foster + Partners постаралась, чтобы в городе было приятно жить, работать и отдыхать.

Интерьеры и экстерьеры Масдара. Одно плавно и незаметно перетекает в другое – особенность города (иллюстрации Masdar Initiative, Foster + Partners).

Возможно, Масдар задуман не столь вычурным, как подземный Сан-Франциско-2108, вращающийся город или города-лилии, зато его уже строят.

И это — несмотря на кризис, который поставил под сомнение многие прелюбопытные объекты в заливе. Но в Багдаде... то есть в Масдаре всё спокойно.

Уже к осени нынешнего года свои двери должно открыть одно из первых зданий чудо-града — Институт науки и технологии Масдара (Masdar Institute of Science and Technology), создаваемый при участии Массачусетского технологического (MIT).

Выбор первого объекта, который должны ввести в строй, символичен. Ведь Масдар намерен повести за собой в «зелёное» будущее всё человечество. А без науки и технологий — сами понимаете... «Однажды, все города станут такими», — оптимистично заявляют в компании Masdar.

Масдар сегодня. А каким он будет, пока можно только пофантазировать, не без помощи Foster + Partners, конечно же (фото Daryl Visscher/The New York Times, иллюстрации Foster + Partners, Masdar Initiative).



Английские мусоровозы начали питаться мусором

3 февраля 2009

Японские умельцы зовут отшельников в дома-шкатулки

2 февраля 2009

Французы создали автобусы-роботы для итальянцев

29 января 2009

Гибридный реактор уничтожит самые опасные ядерные отходы

29 января 2009

Человечеству не позволят съесть всех лягушек

28 января 2009