Англичане выбрали ориентир выше Статуи Свободы

Когда англичане задавались целью сделать скульптуру выше Статуи Свободы, они не принимали в расчёт её постамент, только саму фигуру. Перед вами один из пяти проектов финалистов, между которыми шла самая ожесточённая борьба. Британцы на полном серьёзе рассматривали возможность возведения этой громадины (иллюстрация Christopher Le Brun).

"Что же выбрать, что же выбрать… Всё такое огромное, красивое. Пирамидку из кубиков, пробиваемых лазерным лучом? Тарелку с одним крылом? Или этот корявый стальной скелет? А может, вот гору мела с домиком на вершине? Или гигантского коня?" – организаторам международного конкурса было непросто сделать выбор. Тем не менее победитель определён, и мегаскульптуру, несмотря на экономкризис, собираются строить в Великобритании.

Место действия – долина Эббсфлит (Ebbsfleet Valley), расположенная в одном из бедных районов графства Кент на юго-востоке Англии. Эти, в последнее время заброшенные земли когда-то были промышленной зоной (добыча камня и мела, производство цемента), что наложило свой малоприятный отпечаток.

Теперь же здесь решили за ближайшие 25 лет построить 10 тысяч новых домов и заселить в них 40 тысяч человек, возвести досуговые и торговые центры, создать 20 тысяч новых рабочих мест. Для этого уже имеются неплохие условия – инфраструктура на участке складывается удачно.

Так, в ноябре 2007 года Эббсфлит заполучила международную станцию (Ebbsfleet International railway station) новой высокоскоростной железнодорожной линии Eurostar, соединяющей Лондон с Парижем (потенциальная пропускная способность 1 миллион человек в год). Кроме того, через долину проходит хайвей A2, по которому ежегодно проносится 44 миллиона автомобилей.

Остался сущий пустяк – сделать долину во всех смыслах привлекательной и узнаваемой, подчеркнуть её самобытность. И собравшаяся в мае 2007 года специальная комиссия постановила: необходима достопримечательность, маяк, символ, ориентир, произведение искусства большого масштаба, которое будет заметно и с автотрассы, и с «железки».

Высотная планка будущего творения была установлена на уровне 40-50 метров (Статуя Свободы — 46 м), чтобы новый ориентир стал одним из самых больших в Великобритании. Стартовал соответствующий проект — Ebbsfleet Landmark Project.

Место установки скульптуры показано кружочком посередине внизу. Козырное оно, согласитесь (иллюстрация с сайта ebbsfleetlandmark.com).

Профинансировать затею согласились Eurostar, инвестфонд Land Securities, а также «Лондонские и континентальные железные дороги» (LCR), хозяева ветки High Speed One. Подготовить свои предложения комиссия поручила нескольким «международно-признанным художникам», и теперь мы можем познакомиться с шорт-листом и проектом-победителем.

Француз Даниэль Бюран (Daniel Buren) назвал свой проект «Сигнал». Получилась башня высотой 46 метров из пяти стоящих друг на друге «кабин», построенных из белого бетона. Эти пустые внутри кубики, как говорится в описании, «штабелированы по принципу русских кукол», то есть матрёшечно убывают вверх по размеру.

Всё-таки на реальной местности в долине такая пирамида теряется рядом с похожими по конструкции опорами линии электропередачи (фото Graham Turner/Guardian; иллюстрация с сайта ebbsfleetlandmark.com).

Причём пустоты в кубах, по идее, будто бы проецируются на землю – их «тени» являются лестницами. Поднявшись по ним с любого из четырёх направлений, посетители должны были увидеть то, что Бюран назвал «сокровищем». Это «кабина» в форме драгоценного камня, окрашенная в красный, синий, зелёный и жёлтый цвета.

В самом её центре расположился бы стоящий под углом 45 градусов параллелограмм, покрытый отполированной до зеркального блеска нержавеющей сталью. В нём отражались бы люди, небо и всё остальное. А в тёмное время суток башня была бы богато освещённой изнутри, а через её центр проходил бы лазерный луч. В общем, неплохо Даниэль всё придумал, но ему не повезло.

Поданный Бюраном «сигнал», вероятно, не был понят, из-за того что он чересчур сильно зашифрован (иллюстрации с сайтов architectsjournal.co.uk и ebbsfleetlandmark.com).

Англичанин Кристофер ле Бран (Christopher Le Brun) посчитал, что создал мощный образ символического полёта и движения. В нём он предложил разглядеть диск, отсылающий к форме планеты, крылатого вестника Меркурия, покровительствующего путешественникам и торговцам, крыло как проводник между небом и землёй, диск как атрибут кельтского бога неба...

Ле Бран собрал в скульптуре много глобальных символов, однако не учёл местную специфику (иллюстрации Christopher Le Brun).

«Само строительство этой скульптуры было бы важным событием, — говорил художник. — Её сделали бы из бетона и мела, основных продуктов северного Кента, которые можно получить прямо на месте. Это напомнило бы строительство древних памятников, таких как пирамиды и Стоунхендж, которые были возведены там, где они находятся».

Автор предполагал, что создание его работы могло бы привлечь внимание в национальном масштабе или даже со стороны международного сообщества на всех этапах, таков, по его мнению, размах как произведения искусства, так и инженерного шедевра.

Кристофер объяснял, что форма отлично просматривается издалека «и в то же время впечатляет до головокружения с близкого расстояния, её скульптурный язык является новаторским и ясным». Скульптура бы постоянно изменялась с движением солнца в течение дня и на протяжении всего года. Здорово заиграли бы тени, а если ещё и подсветку… Но не срослось.

Как тут не вспомнить о «на честном слове и одном крыле» вместе с «без меня тебе, любимый мой, лететь с одним крылом» (иллюстрации Christopher Le Brun).

Британец Ричард Дикон (Richard Deacon) вышел на конкурс со стальной решётчатой «грудой» из 26 многогранников разной формы, которые создают скелет гигантской кристаллической структуры. Описывая её, автор упоминает слово «гнездо».

http://flickr.com/photos/dennajones/">daisybush/flickr.com).

По идее, скульптура должна напоминать пирамиды из камней, выкладывая которые на видных местах, человек издавна обозначал маршруты и места захоронений. Тут намёк, например, на англо-саксонские захоронения, обнаруженные в восточной части долины Эббсфлит. Число модулей соответствует количеству букв в алфавите, и Дикон видит письменность в качестве краеугольного камня в западной культуре.

По мнению Ричарда, зрители могли бы здорово взаимодействовать с его скульптурой: ходить под ней, смотреть вверх, и через «окна» в стальной решётке менялись бы их взгляды на окружающее. Увы, этого уже не произойдёт.

Предложений об установке искусственных гор в последнее время поступает всё больше. Мы рассказывали об одном таком (фото Graham Turner/Guardian; иллюстрация с сайта ebbsfleetlandmark.com).

Единственная женщина в шорт-листе — англичанка Рейчел Уайтрид (Rachel Whiteread) – предложила построить гору «из избыточных материалов» (всё те же местные мел и бетон) с крутым скалистым, в противоположность ландшафту, склоном на южной стороне.

На вершине этого холма можно было бы установить настоящий маленький домик, что-то вроде волшебного сказочного замка в миниатюре. Посетители могли бы подниматься на гору и заходить под видом странников внутрь. И это символизировало бы понятие «дом»… Однако лучшим этот проект не стал.

Судя по реалистичному виду «клячи», в её чрево посетителей пускать не будут. Между тем нам известны громадные лось и пёс, внутри которых можно жить (иллюстрация Ebbsfleet Landmark Project).

«Мне нравится, что она будет выглядеть довольно жутко в плане её масштабов, но, в конце концов, это просто лошадь в поле», — иронизирует Марк Воллинджер (Mark Wallinger), чья 50-метровая кобыла побила все остальные проекты. Почему лошадь? Оказывается, там, где сейчас проходит трасса A2, раньше пролегал основной маршрут в Англию с континентальной части Европы, и бесчисленные тысячи лошадей возили тут людей вместе с их имуществом в течение столетий.

Немаловажная деталь «монумента» – уздечка. Она означает, что эта лошадь была одомашнена и воспитана человеком. Вот как бы и будет животному памятник от благодарных «сапиенсов».

Белую лошадь Воллинджера жюри признало не иначе как «сногсшибательной концепцией» (фото Graham Turner/Guardian).

Воллинджер, надо сказать, вообще личность известная, в том числе и скандально, но нас сейчас интересует не это. В течение многих лет Марк изучает историю лошади и её «связи» с человечеством, использует образ непарнокопытных в своём творчестве. Он говорит, что в англо-саксонской мифологии лошадь является очень важным символом. Слово Horsa, от которого произошло современное Horse, – это же Хорса, король Кента, а белый конь – символ Кента. Кроме того, белый цвет скульптуры визуально напоминает о меловых карьерах, местной «специализации».

На представленном Марком макете были фигурки людей – для масштаба. Ну что сказать, колосс впечатляет (фото daisybush/flickr.com).

Таким образом, на лошади сошлось всё, включая общественное мнение. Правда, совет графства просил Воллинджера поставить лошадь на дыбы, что та соответствовала гербу Кента, но идея не прошла.

Строительство скульптуры, которое начнётся не раньше чем через год, обойдётся спонсорам в 2 миллиона фунтов ($2,8 млн). Если начнётся.



Гигантский экоград возникает как источник инноваций

11 февраля 2009

Японские умельцы зовут отшельников в дома-шкатулки

2 февраля 2009

Гора вместо аэропорта давит соперников юмором

27 января 2009

Иглокожая башня профильтрует отдых на грязной реке

23 января 2009

Бумажный дом принесёт дешёвый комфорт миру трущоб

21 января 2009