Мыши с двумя матерями прожили дольше сородичей

Хорошо видно, что «контрольная» мышь больше по размеру, чем та, что выращена от двух матерей. Зато дольше всех прожил грызун «изменённый» – 1045 дней, можно сравнить с последним представителем контрольной группы – 996 дней (фото Tomohiro Kono).

Генетики из Токийского сельскохозяйственного (Tokyo University of Agriculture) и университета Саги (Saga University) решили необычным способом подтвердить теорию о том, что продолжительность жизни определяется полом, и создали мышей, родителями которых стали две женские особи грызунов.

Томохиро Коно (Tomohiro Kono) и Манабу Тавахара (Manabu Kawahara) придумали технологию создания биматеринской (bimaternal) мыши.

Они взяли яйцеклетку одной молодой женской особи, переключили в ней гены таким образом, что она стала похожа на сперматозоид. Затем её генетический материал был перенесён в неоплодотворённую яйцеклетку другой взрослой мыши (подробнее обо всех манипуляциях читайте в статье авторов открытия, опубликованной в открытом доступе в журнале Human Reproduction).

Полученный эмбрион ввели суррогатной матери, которая выносила вполне здоровых мышат. В результате в лаборатории биологов появились 13 малышей, имеющих двух матерей и ни одного отца.

Чтобы определить разницу между изменёнными и нормальными грызунами, в обычных условиях естественным способом были зачаты ещё 13 мышат, которые составили контрольную группу.

Часто более короткую жизнь мужчин объясняют тем, что у них сложная и тяжёлая работа, больше обязанностей и стрессов. Однако многое определяют вовсе не условия жизни, а генетический материал (фото rikkijane/flickr.com).

Учёные поместили всех животных в одинаковые стерильные условия. В ходе наблюдений выяснилось, что биматеринские мыши вырастают до меньших размеров и весят в среднем на треть меньше своих обычных собратьев, при этом их продолжительность жизни в среднем была на 30% дольше (на 186 суток, в сумме получалось 842 дня).

«Я был очень удивлён этим фактом, — признаётся Коно. – Поначалу я думал, что они проживут столько же, сколько и грызуны из контрольной группы». Данные расхождения нельзя объяснить генетическими различиями мышей, так как все они были близкими родственниками, добавляют учёные.

Биологи предполагают, что дело в эпигенетическом наследовании (epigenetics) – в изменениях, происходящих не в ДНК, но влияющих на функции генов. Видимо, рост размеров тела и продолжительность жизни определяются именно ими.

Так Коно и Кавахара обнаружили один ген (Rasgrf1), который в период послеродового роста был менее активен у мышек, имеющих двух матерей (в сравнение с контрольной группой). Впрочем, он наверняка не единственный и здесь требуются дополнительные исследования.

«Давно известно, что женщины живут дольше мужчин почти во всех странах мира, – говорит Коно. – Однако не было понятно, в чём кроется истинная причина такого различия, определяется ли продолжительность жизни животных геномами обоих родителей или же только одного» (фото Koichi Kamoshida).

Полученные выводы совпадают с теорией, предполагающей, что самцы млекопитающих променяли длинную жизнь на более крупные размеры тела, которые увеличивают их шансы на спаривание. В это же время самки запасают энергию, чтобы выносить и воспитать большее потомство.

Читайте также о том, как в своё время были получены человеческие эмбрионы от трёх родителей, и узнайте об исследовании, рассказывающем о том, как именно происходит постепенное уменьшение мужской Y-хромосомы.

Найдена ключевая молекула биологических часов