Открыто влияние подкормки птиц на их эволюцию

Географическое разделение, необходимое для видообразования, произошло под влиянием человека, а ограничение потока генов ускорило эволюцию тех различий фенотипа птиц, которые связаны с адаптацией (фото Jakub Stanco/Wikipedia).

Биологи Фрайбургского университета (Albert-Ludwigs-Universität Freiburg) вновь убедились в том, что эволюция происходит очень быстро и прямо сейчас, причём фактор человеческого влияния может быть определяющим.

Новое исследование показало как одна популяция славки-черноголовки (Sylvia atricapilla) менее чем за 30 поколений фактически распалась на две. Размножаются они бок о бок в одних и тех же лесах.

Учёные обнаружили недавно образовавшийся миграционный разрыв между популяциями S. atricapilla, гнездящимися в Центральной Европе. Толчком к изменениям, по-видимому, послужило то, что люди начали подкармливать птиц в зимнее время. Две группы стали придерживаться различных миграционных маршрутов зимовки соответственно у берегов Испании и Англии, где им приходится сталкиваться с различными условиями среды.

Северо-западный маршрут короче, и выбирающие его птицы в основном кормятся продовольствием, которое предоставляет им человек. Как следствие, их крылья с течением времени стали более маневренными, но менее выносливыми для дальних полётов.

Клювы этого типа славок-черноголовок более длинные и узкие, чем у их сородичей, которым приходится в зиму питаться крупными плодами типа маслин. Кстати, ранее подобное стремительное изменение своего организма продемонстрировали вьюрки.

Не известно, как будет дальше развиваться эволюционная судьба S. atricapilla. Возможно, что появление двух разных видов птиц, между которыми будет невозможно скрещивание, – лишь вопрос времени.

«Подобные адаптивные процессы могут происходить у любого из более чем 50 видов птиц, которые недавно изменили своё миграционное поведение. Эти данные показывают нам глубину влияния человеческой деятельности на то, как эволюционируют виды, — говорит участник опыта Мартин Шафер. — Мы ответственны за судьбу не только редких и исчезающих животных, но и тех, что окружают нас в повседневности». Статья, суммирующая результаты исследования, опубликована в Current Biology.

Бабочки впервые взмахнули крыльями в космосе