Гигантский гексагон Сатурна показан в видимом свете

Долгоживущий шестиугольник на полюсе – одно из чудес газового гиганта, не перестающего удивлять исследователей. Только недавно они рапортовали о самой долгой грозе в истории и невиданном сиянии (фото NASA/JPL/Space Science Institute).

Гигантский гексагон, необычайно правильный шестиугольник на северном полюсе газового гиганта, отснят с недоступным ранее разрешением. О новых кадрах рассказала команда, которая работает с данными, передаваемыми аппаратом Cassini.

О загадке стабильного образования на Сатурне мы подробно рассказывали. Напомним вкратце: впервые его заметила пара аппаратов Voyager, они побывали в системе Сатурна в 1980 и 1981 годах. Новый этап изучения феномена начался уже в XXI веке с прибытием к Сатурну зонда Cassini.

Однако смотреть на странную облачную систему со стенками, уходящими на десятки километров вглубь атмосферы, он мог только в инфракрасном диапазоне: в данной области планеты царила полярная ночь (её продолжительность на Сатурне составляет примерно 15 лет). Тем не менее аппарат уже тогда получил ряд любопытных сведений о структуре долгоживущего комплекса (его считают чем-то вроде неподвижного солитона, но точная его природа и механизм образования — пока неизвестны).

Инфракрасный снимок гексагона (для сравнения), отснятый в октябре 2006 года (фото NASA/JPL/University of Arizona).

Лишь в январе 2009 года первые лучи солнца вновь коснулись широт, где царствует гигантский шестиугольник (это 77-78 градусов). Исследователи приступили к съёмке загадочного образования.

Теперь же, составив мозаику из 55 снимков (вернее даже — три мозаичных кадра, разделённых немного во времени), учёные официально представили миру гексагон в видимом свете.

Как объясняет в пресс-релизе Jet Propulsion Laboratory, управляющая миссией Cassini, ценность этих снимков заключается в первую очередь в более высоком разрешении, которое доступно «оку» Cassini в данном диапазоне волн, в сравнении с его же инфракрасными приборами и с камерами видимого диапазона у «Вояджеров».

Самые мелкие детали на новых снимках соответствуют элементам в 100 километров шириной, а это очень неплохо, учитывая, что сам гексагон простирается на 25 тысяч километров.

Изображения, из которых составлен этот кадр (как и кадр под заголовком), были сняты Cassini с расстояния 764 тысячи километров от Сатурна. Центральная область мозаики осталась чёрной, поскольку на момент съёмки (в январе) она ещё не была освещена солнечными лучами (фото NASA/JPL/Space Science Institute).

Учёные выявили новые подробности «из жизни» шестиугольника, увидев большие облачные волны, которые «излучаются» углами фигуры. Исследователи смогли рассмотреть, что гексагон простирается до верхних слоёв облаков Сатурна и что вунтри шестиугольника темнее, чем снаружи.

Также планетологи получили возможность подробнее рассмотреть многослойную структуру огромных стен гексагона и бросили свежий взгляд на крупное тёмное пятно внутри него.

На новых кадрах, представив шестиугольник циферблатом, его можно увидеть в положении «на 2 часа». Возможно, это то же пятно, что было замечено ранее на инфракрасных изображениях с Cassini. Любопытно, что на снимках с «Вояджеров» аналогичный вихрь присутствовал вне гексагона.

Один из исследователей загадочной структуры, Кевин Бейнс (Kevin Baines) из JPL, говорит: «Теперь, когда мы можем видеть неравномерности и круговые элементы в шестиугольнике, можно попытаться прояснить некоторые оставшиеся без ответа вопросы об одной из самых странных вещей, которые мы когда-либо видели в Солнечной системе. А их решение поможет нам ответить на основные вопросы о погоде, которые мы по-прежнему задаём применительно и к нашей собственной планете».

Теория жизни на Марсе записала на свой счёт ещё один плюсик