Британские учёные создали самого маленького в мире снеговика

Глядя на это улыбающееся лицо, совсем не хочется обвинять британцев в излишней рекламе (фото National Physical Laboratory).

Снеговик поперечником около 20 микрометров и чуть большей высоты был построен, очевидно, к надвигающимся праздникам. Однако применённая для его создания технология нацелена на куда более серьёзные задачи. Рекордом порадовал Дэвид Кокс (David Cox) и его коллеги из британской Национальной физической лаборатории (NPL).

Голова и туловище снеговика созданы из пары бусинок олова, обычно используемых для калибровки астигматизма электронного микроскопа. Для их спайки применялось осаждение платины. Сборка велась при помощи наноманипулятора, а поместили снеговика на консоль атомного силового микроскопа, способного измерять топографию объектов почти на атомном уровне.

Глаза и рот, как объясняют создатели фигурки в пресс-релизе лаборатории, были вырезаны при помощи фокусированного ионного луча. Нос (его диаметр составляет менее 0,001 мм) — это «пригоршня» атомов платины, высаженных на поверхность олова при помощи ионного пучка.

Перечисленная техника обычно используется лабораторией для создания наноразмерых электромеханических устройств, проведения опытов по фиксации отдельных частиц, экспериментов в области квантовых вычислений, изготовления элементов для спинтроники, измерения магнитных свойств наноразмерных систем с применением квантового эффекта Холла и так далее. Но на носу — Рождество и Новый год, так что рассказывать об этих достижениях NPL было бы несколько скучновато, потому британцы и сняли вот этот ролик.

Познакомьтесь с самыми маленькими железной дорогой, лампой накаливания и алфавитным супом, играющими наногитарами, микророботами игрушечным и медицинским. И узнайте о том, как строили самую большую в мире снежную бабу.

Впервые создана транзисторная микросхема из нанотрубок