В зубах доисторических рептилий найден последний завтрак

Ранее палеонтологи могли затерять подобные находки в окаменелых останках просто из-за невнимательности, как во время выкапывания, так и при подготовке образцов (фото Biology Letters).

Шон Модесто (Sean Modesto) и его коллеги из канадского университета Кейп-Бретона (Cape Breton University) исследовали пещеры американского штата Оклахома и неожиданно для себя наткнулись на окаменелые черепа рептилий, сохранивших в челюстях остатки пищи.

Учёные поначалу обнаружили сами черепа. Анализ показал, что их обладатели жили на планете около 280 миллионов лет назад. Когда же палеонтологи стали изучать их более тщательно, то обнаружили на зубах останки членистоногих.

Найденные кости принадлежали рептилиям, которые входили в группу парарептилий (Parareptilia), появившуюся на Земле порядка 300 миллионов лет назад и почти целиком вымершую в конце пермского периода. Однако их описанием учёным ещё только предстоит заняться. Сейчас же они торопятся рассказать о том, что было найдено в челюстях древних животных.

Один череп сохранил кутикулу с пятью сегментами, вероятно, это был усик какого-то насекомого. Второй – удлинённый фрагмент кутикулы, широкий с одного конца и узкий с другого. Палеонтологи полагают, что это часть задней конечности.

«Крайне редко учёные находят останки других организмов в окаменелых ртах древних хищников, — отмечает Мэттью Викариус (Matthew Vickaryous) из канадского университета Гуэльфа (University of Guelph). – Возможно, данная находка даже единственная в своём роде».

«Мы совершенно не ожидали обнаружить что-то подобное. Точно так же, как археологи не могут быть на сто процентов уверены, что вот именно в этом черепе индейца майя они найдут шелуху от кукурузного зёрнышка», — поясняет Модесто.

Рой Бекмейер (Roy Beckemeyer) из музея естествознания университета Канзаса изучает ископаемых насекомых пермского периода, найденных в Оклахоме. Ему показали фотографии нынешних рептилий (на фото). «Нам известны около 200 видов насекомых того времени и тех мест. Вероятность того, что найденные рептилии питались насекомыми, очень велика», – говорит учёный (фото Biology Letters).

Ранее учёные находили фрагменты раковины моллюска в животе у окаменелой морской черепахи, останки рыбы в желудке птицы, скелеты ящериц и млекопитающих в ископаемых внутренностях динозавра, а также останки динозавра в животе древнего млекопитающего. Ещё известно, что в своё время были выкопаны окаменелые рептилии, жившие в пермском периоде: одна сохранила в себе останки древнего растения, другая — кости другой рептилии.

В общем, доподлинно о пищевых пристрастиях позвоночных пермского периода известно не так уж много. Открытие же, описанное канадскими палеонтологами в статье в журнале Biology Letters, прямо свидетельствует о том, что ранние рептилии, предшественники современных ящериц, кормились насекомыми.

В прежние времена исследователи могли об этом только догадываться. Косвенными признаками служили острота и изогнутость зубов вовнутрь. Такое строение позволяло проткнуть насекомого и удержать его во рту. Однако это свидетельство – довольно хлипкое, так как основывается на сравнении вымерших и современных животных.

Кстати, мы также рассказывали о курицеподобном динозавре и птерозаврах (1 и 2), которые, вероятно, тоже питались насекомыми.

Ядовитый пернатый динозавр удивил палеонтологов