Доисторический кит оказался природным пылесосом

Довольно необычное для кита поведение кроме как взбалмошностью природы объяснить трудно (иллюстрация Carl Buell).

Древний карликовый кит, найденный в Австралии ещё в прошлом столетии, оказался весьма необычным созданием: хотя он и обладал зубами, но собирал пищу со дна словно пылесос.

Палеонтологи обнаружили карликового кита ещё в 1932 году близ австралийского городка Торки (Torquay). Длина туловища древнего животного не превышала трёх метров. При этом он обладал чертами современных усатых китов: похожим строением челюсти и черепа. Чуть позже, в 1939 году, окаменелости дали название Mammalodon colliver. Возраст находки оценили в 25-28 миллионов лет.

Однако звёздный час кита настал только сейчас, когда за его изучение взялся доктор Эрих Фицджеральд (Erich Fitzgerald), ныне работающий в музее Виктории (Museum Victoria). В пресс-релизе учёный пишет, что древнее животное в поисках пищи, скорее всего, засасывало грязь и песок со дна, не хуже пылесоса. (Читайте, к слову, о динозавре-пылесосе.)

«Я предполагаю, что он был придонным хищником, который использовал свой язык и короткую, тупую морду для сбора мелкой добычи. Таким образом перед нами фактически экспериментальный образец эволюции усатых китов», — поясняет Фицджеральд.

Такая необычная система, видимо, предшествовала фильтрующему китовому усу современных гигантов: синих и горбатых китов, китов-полосатиков. Все они пропускают морскую воду сквозь щетинистую структуру внутри полости рта, которая позволяет выловить мелкую добычу (криль, например).

Необычно ещё и то, что у M. colliver были зубы. Возможно, такая нестандартная комбинация позволяла животному также охотиться на крупную добычу.

Вверху: «новый старый» кит в сравнении с современным синим китом и аквалангистом. Внизу: череп M. colliver, длина около 45 сантиметров (иллюстрация Carl Buell, фото Rodney Start/Museum Victoria).

Интересен и ещё один факт, не относящийся к питанию M. colliver: карликовый кит, вероятно, произошёл от более крупных сородичей. А новые размеры были ещё одним экспериментом природы, который позволил этим китам занять пустующую экологическую нишу.

Напомним, что Janjucetus hunderi, живший примерно в одно время с M. colliver и также найденный близ Торки, тоже был плотоядным зубастиком. «Вероятно, ранние усатые киты пережили массу странных изменений-приспособлений», — отмечает Фицджеральд в своей статье, опубликованной в Zoological Journal of the Linnean Society.

Ядовитый пернатый динозавр удивил палеонтологов