В мозге человека найдена зона интуитивного альтруизма

Исследование японских учёных открывает интересные перспективы, например – подобие возможности тестировать активность миндалевидного тела (на рисунке) у людей, претендующих на выборные должности (иллюстрация Masahiko Haruno et al).

Учёные из университета Тамагавы (Tamagawa University) совместно с коллегами из университетского колледжа Лондона (UCL) обнаружили, что способность людей к бескорыстным поступкам обусловлена автоматической активацией одного из отделов мозга. Авторы исследования полагают, что уровень «интуитивной честности» у человека частично предопределён генами.

Вопрос о биологическом происхождении альтруизма имеет давнюю историю. Ранее мы рассказывали про опыты, проводившиеся на насекомых, крысах и шимпанзе, а также об эксперименте американских специалистов, весьма схожем с новым исследованием.

Однако Масахико Харуно (Masahiko Haruno) и Кристоферу Фриту (Christopher Frith) впервые удалось не только связать желание помогать другим с определённым участком мозга, но и доказать бессознательную природу альтруизма.

Происходил опыт следующим образом. Сперва учёные при помощи психологического тестирования разделили добровольцев на две группы – 25 «социально-ориентированных» альтруистов, ратовавших за справедливое распределение любых благ даже в ущерб себе, и 14 «индивидуалистов», стремящихся к максимальной личной выгоде.

Затем, пока члены обеих групп выполняли игровые задания на раздел денег с воображаемым партнёром, учёные с помощью магнитно-резонансного томографа наблюдали, какие отделы мозга проявляют активность при принятии испытуемыми решений.

У «социально-ориентированных» людей, которые предпочитали делить деньги поровну чаще, чем «индивидуалисты», ответственные за сознательное поведение лобные доли коры головного мозга практически не активировались. Зато учёные зафиксировали существенное отличие в работе более глубинного, подкоркового отдела мозга — так называемого миндалевидного тела (Amygdala). Согласно современным представлениям эта зона ответственна за интуитивно-эмоциональную сферу. Вывод, к которому пришли учёные: справедливые поступки совершаются импульсивно и неосознанно, а не вследствие волевого подавления эгоистических импульсов.

По мнению авторов статьи, опубликованной в Nature Neuroscience (прочесть её можно здесь, PDF-документ), различие в силе отвращения к несправедливости и, соответственно, желания помогать другим – частично обусловлено генами.

Читайте о том, как в голове человека нашли зоны зависти и злорадства, а также места, где находятся тяга к приключениям, источник дежавю и политические убеждения.

Обнаружено новое влияние материнского поведения на мозг