Археологи откопали косметички неандертальцев

По словам палеонтологов, находка «косметичек» (на снимке) – событие столь значимое, что должно навсегда похоронить представления о неандертальцах как примитивных существах. К слову, о том же ранее «рассказали» их эффективные каменные инструменты (фото João Zilhão).

Убедительные доказательства того, что неандертальцы наносили раскраску на тело уже 50 тысяч лет назад, представили исследователи Бристольского университета (Bristol University) после раскопок в провинции Мур сия на юге Испании. Это означает, что способность наших древних кузенов к символическому мышлению ранее недооценивалась.

В ходе раскопок в регионе, где ранее уже были найдены следы Homo neanderthalensis, учёные обнаружили относящиеся к тому же периоду раковины моллюсков Spondylus gaederopus. После более тщательного исследования ракушек (продырявленных для удобства ношения на шее) в них были замечены следы красноватого пигмента.

Практически рядом специалисты нашли остатки жёлтого красителя, который мог использоваться в качестве основы для макияжа, а также «пудру» красного цвета, перемешанную с чёрными металлическими частицами. Палеонтологи считают, что ракушки служили контейнерами для хранения и смешивания косметических средств.

Выбор именно Spondylus gaederopus в качестве косметички для таких сложных «рецептов» может быть связан с привлекающими внимание малиновым, красным или фиолетовым цветами, присущими этим ракушкам, которые могли иметь символическое или ритуальное значение для их обладателей, сообщается в пресс-релизе университета (иллюстрация João Zilhão/PNAS).

Нанесение на тело орнамента обычно трактуется археологами как признак символического мышления у далёких предков «сапиенсов» – о чём мы ранее рассказывали и неоднократно. Однако у неандертальцев с подобной практикой специалисты сталкиваются впервые.

«Теперь при рассмотрении неандертальцев и предков современных людей в свете их контакта в древней Европе мы должны признать, что обеими сторонами был достигнут сопоставимый уровень культурного развития», — говорит профессор Жоао Зилхао (João Zilhão), возглавлявший исследование. Статья по его итогам опубликована в PNAS.

Американцы нашли водопровод в поселении майя