Японцы из Лондона воссоздали мультяшную машину для завтраков

25-26 сентября 2009 года с 12 до 20 часов «Машина для завтраков» снабжала всех желающих как минимум омлетом (хотя в нашем понимании это скорее яичница-болтунья), кофе и тостами с джемом (фото Johannes Abeling).

О Breakfast Machine – агрегате, самостоятельно готовящем еду по утрам, – грезили многие, и не только холостяки. «Машина для завтраков» прочно поселилась в умах благодаря кинематографу, мультипликации и не только им. Однако умельцы со всего мира так и не воплотили в реальность эту мечту. Что ж, попробуем разобраться, почему так получилось, и рассмотрим новинку – разработку японских дизайнеров, претендующую на звание Первой Настоящей машины для завтраков.

Всё началось с известного американского карикатуриста Рубена Голдберга (Rube Goldberg), родившегося в 1883 году. Молодой человек поначалу выучился на инженера, но потом убедил родителей, что добьётся большего успеха в качестве художника.

Так и вышло. Руб принялся за работу в газете. Со временем кроме обычных карикатур Голдберг начал рисовать картинки, на которых изображал сложные механизмы (в чём ему, несомненно, помогло хорошее образование). По задумке художника такие «машины» должны были выполнять простейшие задачи сложными способами. Таким образом, Руб высмеивал стремление человека усложнять себе жизнь.

Вариации на тему «сложных машин, выполняющих простые действия», придуманные самим Голдбергом. Последняя, к примеру, предлагает не дать боссу узнать о том, что вы поздно явились на работу. Принцип следующий. В 9 часов утра кукушка из часиков выскакивает и целует живого самца. Тот, побаиваясь, что за поцелуем последует предложение руки и сердца, улетает. При этом он задевает нитку, которая держит крючок, и тот, срываясь, отпускает искусственную руку. Она закидывает на вешалку запасную шляпу, и под весом головного убора поднимается рейка, к которой привязана нитка, зацепленная за чехол от печатной машинки. Чехол слетает. По висящей шляпе и снятому чехлу начальник должен предположить, что вы уже на работе, просто куда-то отошли (иллюстрации с сайтов comicbookresources.com, wordpress.com и rubegoldberg.com).

Рубен, конечно же, не знал, что его идеи будут «жить в веках», а подобные механизмы назовут в его честь Rube Goldberg machine. И более того, устроят конкурс на лучшую «сложнобестолковую» выдумку. Вот, кстати, одна из них, реализованная в пределах целого дома.

Не ясно, кто и когда начал трактовать работы Голдберга как руководство к действию, но со временем нашлось немало энтузиастов, которые такие устройства начали воссоздавать в реальности. Домашние эксперименты инженеров, восторги обычных людей, произведения писателей и фильмы режиссёров.

«Пиф-паф, ой-ой-ой» (Chitty Chitty Bang Bang) – так называлась кинокартина, вышедшая на экраны в 1968 году. Лента рассказывала про Карактакуса Поттса (Caractacus Potts), чудаковатого изобретателя и вдовца, оставшегося с двумя детьми. Он создал автомобиль, который мог не только ездить, но и летать, а также плавать. Среди его «домашних» изобретений была и машина для завтраков. Вот как она работала (смотрите с 1:43).

Кое-что (вроде бы) вполне себе функционировавшее зрители видели и в таких кинофильмах, как «Флаббер» (Flubber), «Назад в будущее» (Back to the Future) и «Большое приключение Пи-Ви» (Pee-wee’s Big Adventure). Но кто сказал, что в реальности всё происходило точно так же, как мы видим на экране?

Последним «размышлением на тему» машин для завтраков стала, пожалуй, пластилиновая её версия, воссозданная Ником Парком (Nick Park) в мультфильме « Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Неправильные штаны» (Wallace & Gromit in The Wrong Trousers).

«Завтрак как начало дня значит для меня очень много», – объясняет Юри одну из причин, по которой он, вероятно, и обратился к этой идее (кадр с сайта dailymail.co.uk).

Не берёмся утверждать, но не исключено, что именно этот мульт вдохновил японских дизайнеров Юри Судзуки (Yuri Suzuki) из Королевского колледжа искусств (Royal College of Art) и Масу Кимуру (Masa Kimura), окончившего токийский Университет искусств Тама (Tama Art University), на создание собственной машины для завтраков. В самой что ни на есть реальности.

Судзуки очень любит музыку и старается внедрить её во многие свои изобретения. Так, однажды он создал «Поющий чайник» (Musical Kettle). Кимура же называет себя «peace robot artist» и создаёт роботов, которые находят применение в обычной жизни (фото Yuri Suzuki и Masa Kimura).

Юри – 26 лет, а Масе – 28. Быть может, именно столь «серьёзный» возраст помог им решить поставленную задачу в течение нескольких дней. И дело даже не в желании облегчить собственную жизнь. Ребята хотели доказать всему миру, что выдумка – выдумкой, но создать работающий прототип вполне возможно.

Наброски машины, сделанные Судзуки и Кимурой заранее, всё же отличаются от конечного варианта (иллюстрации Yuri Suzuki/flickr.com, Platform21 и Aurora Portillo).

О своём намерении Судзуки и Кимура объявили на сайтах Platform 21 и YouTube. Всем желающим поучаствовать в создании настоящей машины для завтраков (инженерам, дизайнерам и просто любопытствующим субъектам) было предложено встретиться 16 сентября 2009 года в выставочном центре Амстердама. Строили аппарат для участия в состязании Dutch Design Double.

За первый день удалось: заполонить главный рабочий стол всяким нужным и пока ещё не нужным хламом, собрать машину для создания яичницы и поразмыслить над «соковыжималкой». «Большинство составляющих мы купили на местной барахолке, так что нам не пришлось особо тратиться», – рассказывает Судзуки (фото Platform 21).

В дело пошло всё, что оказалось под рукой: от будильников до проигрывателей. И хотя первоначальный проект был разработан заранее, приходилось постоянно что-то тестировать, корректировать и изменять. «Приходили самые разные люди, и мы давали им задания по выполнению той или иной части работы», — рассказывает Судзуки.

Второй день сборов прошёл в серьёзных измышлениях, экспериментов было меньше. Один из участников приладил к «яичной машине» колесо для хомячка, все присутствующие выразили по этому поводу бурный восторг (фото Platform 21).

Каждый день дизайнеры записывали задание на большой доске, после чего проводили небольшой мозговой штурм и приступали к выполнению задачи.

На третий день японцы и их помощники наконец-то осознали, за что взялись. Проблемы наваливались одна за другой, но постепенно всё-таки решались. В этот же день наконец-то начал функционировать (и работал практически без перерывов) центральный мотор, который должен был снабжать энергией всю конструкцию.

День четвёртый: одна молодая пара (философ и математик) придумала, как лучше молоть кофе, а студенты академии дизайна Эйндховена (Design Academy Eindhoven) создали звуковую систему оповещения о готовности завтрака (фото с сайта todayandtomorrow.net).

На четвёртые сутки Судзуки и Кимура поняли, как нелегка работа людей, создающих спецэффекты в кино. Хотя перед последними и не стояла задача заставить работать машину «без фокусов» (можно же и в несколько дублей отснять отдельные составляющие).

Пятый и шестой дни пошли на разработку кофемашины и «джемомашины». Кимура решал, как сделать так, чтобы вода из чайника выливалась на фильтр с кофе, а не на хлеб. В результате пришлось развести процессы во времени. Судзуки и дизайнер Клуадио Бракко (Cluadio Bracco) довели до ума конвейер для хлеба (фото Platform 21).

В конце концов (а именно 24 сентября) в Амстердаме на свет появилась настоящая автономная машина для завтраков. «Она работает сама по себе! Когда мы впервые запускали её, я почувствовал себя дирижёром», — вспоминает Судзуки.

После девяти дней напряжённого умственного и физического труда Breakfast Machine работала без сбоев и кормила пришедших гостей полностью автоматически (фото Johannes Abeling).

На всё про всё ушло 88 часов работы в течение 11 дней и всего лишь £900 ($1500). «Если кто-то очень захочет построить нечто подобное у себя дома, ему вряд ли понадобится много денег», — считает Юри.

Теперь устройство, состоящее из нескольких отдельных «приборов», может сделать практически всё, что нужно к завтраку. Для приготовления яичницы, например, на яйцо направляют гоночную машинку. В результате оно скатывается по желобу, в конце которого разбивается о сетчатое донышко. Белок и желток автоматически перемешиваются и падают на разогретую электрическую плиту.

Отдельно разрабатывалась и тестировалась машина по созданию чая, посмотреть на её работу можно здесь (фото Johannes Abeling и Platform 21).

Буханка хлеба разрезается и поступает на «конвейерную ленту», которая везёт его до тостера (там хлеб сбрасывается). Выпрыгнувшие тосты попадают в корзинку, переправляющую их к устройству, которое равномерно размазывает джем при помощи валика для краски. При желании можно поменять варенье на масло.

Кофе-машина перемалывает зёрна и высыпает их на фильтр. С помощью блока чайник с кипящей водой переворачивается, вода выливается на фильтр, а затем попадает в стоящую внизу чашку.

Не забыли авторы машины и про сок. Апельсины спускаются по трубе (для точности попадания пришлось приладить кусок гоночного трека), нарезаются на ломтики и измельчаются. Затем массу пропускают через фильтр, свежевыжатый сок отправляется в стакан.

Облегчённый вариант машины для завтраков под названием Wake Up Morning Set выпустила как-то фирма Ellem. За десять минут любой человек, купивший «три в одном», получит хрустящий тост, чашку свежезаваренного кофе и поджаренное яйцо (фото с сайта tokyomango.com).

Сейчас детище Судзуки и Кимуры разобрали, но дизайнеры планируют поездить с ним по миру и обязательно выставить в Лондоне. «Долгое время множество людей трудились над её созданием, но оно того стоило, поверьте мне», — делится радостью Юри. Правда, сколько времени уходит на приготовление почти полноценного завтрака, дизайнеры так и не уточняют.

Тринадцать метров в длину и три в высоту – да уж, не во всякую кухню влезет. Приготовление завтрака начинается с яйца, выкатывающегося из клетки для кур (1) и спускающегося по жёлобу (10). Впоследствии яйцо разбивается, а его содержимое падает на горячую сковородку (2). Готовое блюдо отправляется на ленту со скользящим поддоном (3). Тем временем закипает чайник (4), вода из него выливается на фильтр, на который перед этим сбрасывается свежемолотый кофе (5). Затем нарезается буханка хлеба (9), её куски конвейер переносит к тостеру (6). Когда хлеб поджаривается, система противовесов (7) отправляет его к «джемомашине» (8), которая размазывает по хлебу масло, либо джем. Свежевыжатый апельсиновый сок также направляется по ленте (11). Завтрак готов. Фотографию в большем разрешении смотрите здесь (фото Johannes Abeling).



Маска-кормушка тянет колибри к глазам человека

2 ноября 2009

Биологи заставят крабов носить мягкие панцири

2 ноября 2009

Построена самая маленькая железная дорога в мире

29 октября 2009

Учёные призвали не ограничивать потребление соли

23 октября 2009

Биологи застали дельфинов за игрой в футбол медузами

19 октября 2009