Фантом Бормана поднимает катер до вертолёта

С чем только не сравнивают "Морского призрака"! Например, со смесью подлодки и истребителя Stealth. Глядя на этот кадр, понимаешь, что эта аналогия не лишена смысла (фото с сайта thecoolhunter.net).

Неопознанный плавающий объект – вот то словосочетание, которое приходит на ум при виде этой жутковатой помеси. Кто-то просто провёл опыт по скрещиванию катера с самолётом, а теперь особь, возникшая в итоге этого союза, вырвалась на свободу. И кто же этот сумасшедший экспериментатор? Вы не поверите – Борман.

Одно из самых сильных впечатлений в жизни инженера Дэвида Бормана (David L. Borman) – самолёты, разработанные по технологии несущих тел. Она была предложена в авиастроении ещё в двадцатых годах прошлого века. А в 1960-х экспериментами с ней занялось NASA; они-то и вдохновили Дэвида на создание чего-то похожего.

Особенность таких летательных аппаратов в том, что, напоминая по внешнему виду самолёты и летая так же, они, тем не менее, обходятся без крыльев. Крылья в этом случае не нужны: их функцию берёт на себя сам корпус. Его геометрия способна частично изменяться, создавая подъёмную силу и обеспечивая вокруг него необходимые изменения давления, которые заставляют совершать повороты.

X-24 — Один из летательных аппаратов NASA, сооруженный в 1968 году по технологии несущего тела. Если вы не видите крыльев – не расстраивайтесь: всё в порядке и с вами, и с самолётом. Так надо. И, кстати, это неплохо летает (фото с сайта en.wikipedia.org).

Мечты мечтами – не так уж просто создавать такие воздушные судна самому, и Дэвид долгое время занимался чем-то более простым и доступным. Занимался, между прочим, довольно успешно и долго. Одна из самых ранних поделок – это гидроплан, сконструированный Борманом в двенадцать лет. Он не может не впечатлить. Но никаких исторических свидетельств о той конструкции до наших дней не дошло, так что двинемся дальше.

Впоследствии, однако, Борман предпочёл заниматься не всякими летательными штуками, а плавающими. С тех пор за три десятка лет он сконструировал немало интересных вещей. Среди них – самые разнообразные образцы судостроения: от несложных лодок до высококачественных гоночных парусных катамаранов.

«Морской фантом» на стадии сборки. Поначалу вместо мотора ему хотели приделать простой офисный вентилятор, который виден здесь на снимке. Но передумали – он, наверное, давал маловато «лошадей» (фото с сайта seaphantom.com).

Но всё это было не самое главное. К заветной мечте Дэвид стал ближе, когда основал компанию Maritime Flight Dynamics. Пожалуй, можно безошибочно сказать, что основная цель этой организации – создание катера, который получил название Sea Phantom – «Морской призрак».

Sea Phantom – это сплошное воплощение всяких мечтаний и объединение всего, что только можно объединить, чтобы сконструировать идеальный образец морского транспорта. В итоге получилась просто безупречная вещь.

Глядя на Sea Phantom с этого ракурса, понимаешь, что источник вдохновения, конечно же, где-то в авиации (фото с сайта seaphantom.com).

Это восхитительное водное судно может справляться практически с какими угодно волнами, гоняя по ним с огромными скоростями. При этом люди внутри него защищены от воды и находятся в максимальном комфорте, какой только может быть при таком способе передвижения. Создатель Sea Phantom постарался вложить в него лучшие решения, найденные как при строительстве катеров, так и в авиационной технике…

Стоп, что-то уж сильно мы взялись его нахваливать. Давайте, что ли, глянем в конце-то концов, что же мы хвалим, какие у «Призрака» технические характеристики, из чего он собран, чего там есть интересного из прибамбасов, и как они работают.

Слева показано крыло-лыжа, обеспечивающая подъём «Призрака» над водой. Справа – схематически изображён процесс её открытия (фото Ron Polli, иллюстрация с сайта seaphantom.com).

Эта махина длиной 10,3 метра пока что не выпускается серийно. Несмотря на это, она уже сожрала достаточно ресурсов израсходованных на её создание – порядка $1,2 миллиона и около 3 тысяч часов работы, осуществлявшейся в течение девяти лет.

Аппарат вмещает в себя до пяти человек (включая водителя). Хотя это и катер, внешне он не очень-то похож на таковой. Чёрный глянцевый окрас плюс обтекаемая форма с балансирами почему-то создаёт мрачноватое, хотя и восторженное чувство. Вообще, Sea Phantom частенько сравнивают с НЛО, погружённым в воду. В этом сравнении действительно что-то есть, но мы опять отвлеклись.

Борман и его «Призрак» (фото с сайта seaphantom.com).

На скорости до 56 километров в час катер довольно плавно перемещается по волнам. Однако в тот момент, когда темп движения начинает возрастать, превышая эту величину, с «Фантомом» происходит необычная трансформация: из его боковых частей-балансиров вдруг выдвигаются своего рода дополнительные узкие закрылки длиной 1,8 метра. На большой скорости вода оказывает на них довольно большое давление, поэтому катер ими, как будто лыжами, начинает опираться на воду. По мере возрастания скорости эти лыжи ещё больше открываются, поднимая судно ещё выше.

Из-за этого может показаться, что катер едва ли не летит над водой. Но, как ни удивительно, это не иллюзия: теперь о себе и вправду начинают заявлять аэродинамические закономерности.

Когда судно стоит на своих крыльях-лыжах, между его корпусом и водной поверхностью, разумеется, возникает пространство, в котором, само собой, находится воздух. Так как скорость велика, то он начинает оказывать существенное давление на днище катера. Из-за этого возникает подъёмная сила, которая поддерживает «Призрак» над водой. В общем, катер летит, как это ни странно. Отсюда и такая самолётоподобная форма.

«Морской фантом» на малой скорости. Ведёт себя практически как обычный катер (фото с сайта seaphantom.com).

Летит, но не взлетает – тяжеловат. Надо заметить, что «полётная составляющая», действующая на аппарат, достаточно велика. Благодаря ей происходит как бы уменьшение веса катера и снижается расход горючего на больших скоростях, когда лыжи выдвинуты. По утверждению Бормана и его компаньонов, в таком режиме Sea Phantom требует в пять (!) раз меньше топлива, чем обыкновенное аналогичное судно таких же габаритов.

При этом мощность аппарата составляет 500 лошадиных сил, а максимальная скорость – 193 километра в час. Из-за этой величины сами представители компании-производителя сравнивают Sea Phantom с вертолётом. Что и отразилось в слогане, сопровождающем продукт: «Со скоростью вертолёта. По цене катера». Непонятно только — причём тут вертолёт?..

А здесь «Призрак» набрал скорость и вовсю эксплуатирует возникающую подъёмную силу воздуха. На этих снимках кажется, что он идёт на взлёт. Увы, рождённый плавать вряд ли сможет полететь. Впрочем, это пока бабушка надвое сказала, ведь перед нами лишь прототип, и от полнофункциональной версии можно ожидать чего угодно (фото с сайта seaphantom.com).

Кстати, сравнения с авиацией на этом не заканчиваются. Ведь повороты «Морской призрак» осуществляет тоже за счёт своих лыж, которые на этот раз лучше сравнить с крыльями. Но если самолёт использует для этого какие-нибудь отклоняемые консоли на крыле, то Phantom просто задвигает лыжу, с той стороны, в которую нужно свернуть. Ну, и следовательно, происходит поворот.

Пока что массовое производство «призрачного» катера не налажено, и это транспортное средство существует только в варианте прототипа. Полноценная версия значительно отличаться не должна, разве что обещает быть несколько крупнее. Ожидаемая цена полноформатного катера оценивается в $500 тысяч. Копите.

Рядом с таким сурово-гламурным катером классно смотрятся фотомодели аналогичного свойства (фото с сайта thecoolhunter.net).

А испытания прототипа уже проходят, и они довольно успешные. Как этот зверь рассекает по водным просторам, можете посмотреть на видеороликах, расположенных тут (всё в формате MOV).

Вот такую штуку придумал Дэвид Борман. Сын двух пилотов, кстати.



Новая система видит каждый болт на взлётной полосе

29 января 2007

Гротескный HyperBike держит ездока между колёс

22 января 2007

Многоликий бог летит над волнами на четырёх лапах

22 января 2007

Солнцемобиль поставил мировой рекорд

16 января 2007

General Motors показала редкий тип авто

9 января 2007