Чистой воды арт: висячие туалеты и сад в облаке

Это не НЛО и не проект антигравитационного здания. Если присмотреться, видна ножка (иллюстрация Atelier Ramdam Architects).

Водонапорные башни, очистительные комплексы — обычно они являются «визуальными загрязнителями» пейзажа. Между тем суть таких сооружений — вода, дающая жизнь. Так почему бы не сделать утилитарные объекты предметом искусства? Эта простая мысль объединяет два любопытных проекта, один из которых, увы, остался на бумаге, а второй был реализован.

При созерцании «Замка в небе» (Le Chateau dans le Ciel) посещает дежавю. Парящий в облаке мелких брызг загадочный диск напоминает вполне реальный павильон из тумана. Но вряд ли стоит говорить о плагиате: форма «замка» была продиктована архитекторам заранее. Однако по порядку.

Сад в облаке над городом мог бы стать гвоздём программы у туристов (иллюстрация Atelier Ramdam Architects).

Этот симпатичный проект разработала французская компания Atelier Ramdam Architects для конкурса W Award 2008-2009, объявленного некогда фондом Wilmotte.

Тема задания была такова: в небольшом итальянском городке Латина с 1970-х годов стоит здоровая водонапорная башня типа «гриб на ножке». Местные виды особо не украшает, но и не мешает.

Можно сказать даже, что это — наследие промышленной архитектуры XX века. А потому давайте представим, как можно эту старую и ненужную уже башню переделать с пользой. В офисы хотя бы.

Общий вид перекроенной башни, внутренность основания и «верхняя палуба». Внизу: а так выглядит оригинал (иллюстрации Atelier Ramdam Architects, Eber Ohlsson/eber.se, fondation-entreprise-wilmotte.fr).

Авторы «замка» Фрэнк Дибон (Franck Dibon) и Жермен Бушон (Germain Bouchon) решили, что офисы — слишком скучно, и, отступив от задания, придумали летающий в небе сад (одновременно — смотровую площадку), окружённый «персональным облаком», создающим свой маленький дождь. У подножия башни фантазёры разместили небольшой пруд, опоясанный пандусом.

Сад наверху, сад внизу, искусственный туман и дождь, питающий деревья, траву и кустарники. Авторы концепции реконструкции башни предусмотрели множество мелочей. Тут и специальные ёмкости для грунта, и помещения для обслуживающего персонала, и продуманная система рециркуляции воды.

Для создания иллюзии полёта верхней части сооружения французы решили одеть ножку башни в полированную нержавейку, которая отражала бы небо, сливаясь с ним. Да, это всего лишь рисунки, но в реальности объект мог бы вполне выглядеть так или почти так, технически в нём нет ничего волшебного. Волшебный лишь визуальный эффект (иллюстрация Atelier Ramdam Architects).

Итогом работы стало третье место в конкурсе и две тысячи евро призовых. Правда, относительно воплощения хоть одной из идей, поданных на конкурс, — ничего не ясно. Сам фонд пишет, что его главной целью является стимулирование воображения и поиск новых талантов. А если при помощи конкурсантов какой-нибудь старый объект архитектуры вместо сноса обретёт вторую жизнь, — вот и славно.

Всего предполагалось обустроить более девяти тысяч квадратных метров территории вокруг башни. В ней самой остался бы резервуар, который ничуть не помешал бы авторам «Замка в небе» (иллюстрации Atelier Ramdam Architects).

Над приданием эстетической привлекательности промышленным сооружениям художники и архитекторы трудятся далеко не в первый раз.

И порой умельцы не только расписывают старые стены или высаживают на крышах сады, но даже превращают списанные объекты в престижное жильё или офисы.

Теперь уже особого значения не имеет, но любопытно сравнить. Вверху: первое место у франко-германского дуэта – Янника Гурвиля (Yannick Gourvil) и Паолы Пфеннингер (Paola Pfenninger). Внизу: второе место заняли Камилла Бэйлли (Camille Baylly) и Эрве Винклер (Hervé Winkler) из Франции (иллюстрации с сайта fondation-entreprise-wilmotte.fr).

Переделка или занятное обыгрывание индустриального объекта может склонить в его пользу мнение местных жителей. Особенно интересна такая задача, если речь идёт об объектах, приносящих пользу, но зачастую скрытых от глаз. К примеру, очистка сточных вод — для большинства нет ничего скучнее. Между тем её тоже можно превратить в туристический магнит.

Так поступили международная архитектурная компания Ooze и художница из Словении Марьетица Потрч (Marjetica Potrč). Они направили свои стопы в Рурскую область, где соорудили нечто под названием Between the waters — The Emscher community garden.

С садом всё понятно — это место, куда люди могут приходить на отдых (хотя данный объект на сад не очень-то похож, видимо, эта часть работ ещё не завершена), а вот «между вод» нуждается в пояснении.

Очень узкий (в некоторых точках – десятка три метров) остров Эмшер (Emscherinsel) вытянулся на 34 километра, будучи ограничен с одной стороны одноимённой рекой (Emscher), а с другой — каналом Рейн-Херне.
На острове живут порядка семи тысяч человек, здесь также нашлось место паркам, сельскохозяйственным полям, промышленным и коммерческим зданиям. На рисунке показана карта острова, на которой отмечены места инсталляций и проектов Emscherkunst 2010 (иллюстрация emscherkunst.de).

Остров приютил ещё и набор арт-композиций: проект Emscherkunst 2010 превратил Эмшер в площадку для художников. 29 мая состоялось официальное открытие Emscherkunst (мероприятие продлится до 5 сентября), а вместе с ним и сооружения Between the waters.

Смысл его прост: крохотная речка Эмшер биологически мёртва и давно используется как канал для различного рода сточных вод, а вот соседний канал, напротив, не только куда крупнее, но чище и живее во всех смыслах.

Ooze и Марьетица решили наглядно показать людям, что убитую речушку можно вернуть к жизни сочетанием современных технологий и естественных возможностей природы. А для большей наглядности выстроили любопытную дорожку.

Поворотная точка пешей прогулки. Это не трансформаторные будки и не насосные станции. Это площадка обозрения и ещё кое-что (фото Ooze, Roman Mensing, dezeen.com).

Начинается она... в воздухе. Два туалета висят на огромной консольной балке высоко над речкой. Для их работы воду забирают из реки (плюс собирают дождевую) и направляют её в набор отстойников и далее — в целую систему живых фильтров. Последние представляют собой «искусственные болота» с гелофитами — водными растениями.

Кстати, аналогичный принцип был великолепно развит в каскаде "живых машин" (фото Roman Mensing, Ooze).

Питается всё оборудование (в частности насосы) от солнечных батарей. Очищенную воду перекачивают в пару больших эластичных ёмкостей. А далее она поступает в дополнительный фильтр и питьевой фонтанчик, установленный на второй обзорной площадке — уже над каналом.

Таким образом, вода проделывает столь короткий, но символический путь от грязной реки к чистому водному пути, по пути же обращаясь в прозрачную. Все этапы работы очистного сооружения предельно наглядны.

Желающие, могут попробовать очищенную воду на вкус или принять импровизированный душ. Той же водой будут поливаться растения в мини-садике, окружающем дорожку, но пока тут особой зелени не видно (фото Roman Mensing, Florian de Visser, Ooze).

Посетителям инсталляции предлагается пройтись по дорожке «между вод», взобраться на платформу с туалетами и своими глазами сравнить чистоту воды в несчастной реке и в канале.

Ныне власти Германии начали работы по очистке реки Эмшер, загнанной в бетон и земляные валы, и по возвращению ей нормального природного состояния. Авторы Between the waters своей дорожкой-садом словно ведут зрителей из прошлого в будущее, превращая одно не столь уж большое устройство по очистке воды в символ надвигающихся перемен.



Небоскрёб года предложил дружбу пернатым

28 мая 2010

Летающие сады заправятся газом от морской биофермы

17 мая 2010

Трёхмерный принтер возведёт на Луне песочные базы

26 апреля 2010

Голландцы мечтают построить в океане Гавайи из мусора

16 апреля 2010

Коробка Groasis охраняет росток от неприветливой пустыни

14 апреля 2010