Кризис жанра, или почему закрылся «Нетоскоп»?

«Нетоскоп» — непрерывно обновляемый новостной сайт, рассказывающий обо всем происходящем в интернете (конец цитаты).

Закрытие «Нетоскопа» — это, пожалуй, самое убедительное доказательство кризиса такого жанра, как «Интернет-СМИ об Интернете»: такая судьба может в ближайшем будущем постигнуть и другие онлайновые агентства данной тематики.

О покойниках принято говорить либо только хорошее, либо ничего — насколько в последнее время по отношению к «Нетоскопу» было легко применить второй вариант, настолько трудно сейчас воспользоваться первым.

Большинство сетевых СМИ решило строго следовать приведённому выше правилу: «...прекращается выход в свет одного из ведущих и авторитетных специализированных сетевых СМИ...» (Ъ), «...агентство „Нетоскоп“, являющееся лидером среди интернет-проектов, посвященных IT-индустрии...» (NTVRU.com) и так далее. Мрачноватым юмором отреагировала Lenta.Ru — «Нетоскоп» не дожил до весны". Вполне крепкий заголовок — «Учредители „Нетоскопа“ решили, что его легче закрыть, чем продать» — выдало относительно новое обозрение Фонтанка.Ру, выступившее на этот раз в роли ньюсмейкера и показавшее своим новым посетителям, что дизайн Газеты.Ru до сих пор популярен.

Официальную версию и обсуждать нечего — она не выдерживает никакой критики, потому как критики тут быть не может вообще: «Нетоскоп» закрывается, потому, что уходит главный редактор. Вопросов нет. На то она и официальная эта версия — просто чтобы была.

А настоящую причину закрытия, похоже, правильно обозначила та же Фонтанка: учредители не смогли продать свой убыточный проект.

«...Ежедневная аудитория составляла около 5 тысяч человек» — пишет сайт iОne.ru. Что ж, давайте посмотрим статистику Рамблера: по заглавной странице февральский рекорд «Нетоскопа» — 1986 посетителей, январский — 2278, по сайту за январь-февраль рекорд — 2808.

О каком бы то ни было количественном лидерстве тут и говорить нечего. Остаётся авторитет, всё-таки «Нетоскоп» с августа 2000 года сделал себе имя — именно поэтому закрытие не осталось незамеченным. Быть одним из первых и иметь известных учредителей — это, конечно, здорово, но времена изменились и сохранить даже то, что называется ядром аудитории «Нетоскоп» не смог: сайт не развивался и никак не обновлялся, при этом, стремительно старея — даже трудно сказать в каком направлении быстрее — техническом или концептуальном.

Но главное не в этом — в последнее время СМИ, решившие писать о событиях в Рунете и Интернете, просто-напросто перестали быть нужными аудитории, которую, за отсутствием хоть сколько-нибудь действительно интересных событий, пытаются привлечь откровенно скандальными публикациями, компроматом или же баннерами типа «Чем Билл Гейтс занимался с 15-летней девочкой».

В прошлый раз кризис в СМИ, пишущих об Интернете, был отчётливо обозначен скандалом в Internet.ru, когда коллектив признал бесперспективность работы над проектом, практически, по тем же, что и «Нетоскоп», причинам — отсутствие прибыли и, как следствие, никакого развития ни в одном из возможных направлений.

Как это ни банально, но рынок диктует свои законы, и если сайт интересен лишь узкому кругу, то рекламодателей в этом кругу не будет — значит, путь этот тупиковый — жанр «Интернет об Интернете» в таком объёме и масштабе не нужен самому Интернету и коммерчески нежизнеспособен.

Впрочем, тупик в конце тоннеля виден не всем и такого рода сайты продолжают появляться — может быть теперь, увидев на примере «Нетоскопа» кризис собственными глазами, издатели пересмотрят свои планы?

Напоследок — выводы по «Нетоскопу» — то, что называется Summary. Почему его закрыли? Потому что жанр, в котором работал «Нетоскоп» исчерпал себя сам, кроме того, проект морально и функционально устарел, стал убыточным и почти никому не нужным — ни аудитории, ни рекламодателям, ни, соответственно, учредителям.

Возможно, наиболее болезненный вопрос — что будет с журналистским коллективом? Бесспорно, журналисты «Нетоскопа» могут работать качественно и профессионально, потому, несомненно, им останется лишь выбрать наиболее лучшие из предложенных вакансий, а предложений от других изданий будет масса.



Европа требует скорейшего введения IPv6

25 февраля 2002

Как знак @ докатился до собачьей жизни

20 февраля 2002

AltaVista сделает почту и поиск платными

20 февраля 2002

Новый стандарт электронной подписи от изобретателя WWW

16 февраля 2002

Макаров – первый русский в зоне .name

14 февраля 2002