Беспроводные «Казаки-разбойники», или провайдеры против кусочка мела. Часть вторая

Останется ли warchalking, или отомрёт, беспроводная связь никуда не денется.

Клей Шёрки (Clay Shirky), профессор Нью-Йоркского университета (University of New York), заявил как-то, что телеком-операторы пристрастились к «однопроводной» бизнес-модели, которая подразумевает, что с каждым новым пользователем у них увеличиваются доходы. Изменения этой модели они не желают, что и понятно.

В предыдущей статье мы уже упомянули о том, что Wi-Fi встал костью поперёк горла крупным телекоммуникационным операторам. Да и не только им.

В связи с этим возник ряд скандалов, волны от которых расходятся до сих пор.

Началось всё с того, что «дружеские» подключения к одной и той же точке доступа — легально приобретённой у провайдеров — стали приобретать массовый характер. Настолько массовый, насколько это было вообще возможно.

Помнится, некогда Стив Баллмер (Steve Ballmer), незабвенный вице-президент Microsoft, объявил, что Linux — это не по-американски, и лишь потому, что в сфере открытого софта что-то можно получить бесплатно. То есть даром. «Мне лично очень неприятно думать, что я могу получить что-то за так», — проповедовал Баллмер.

На самом деле ни один здравомыслящий человек не станет упускать шанса получить что-то бесплатно, будь то музыка (к вящему бешенству RIAA), программное обеспечение (Microsoft и союзники из Business Software Alliance разгневаны) или доступ к Интернету.

Napster и другие файлообменные сервисы музыкальной направленности если и не пошатнули, то уж во всяком случае, сильно напугали звукозаписывающие компании (кстати, недавно выяснилось, что лейблы сами урезали объёмы выпускаемой продукции, а потом свалили вину за снижение продаж CD и бездарность своих менеджеров на Napster, KaZaA и другие аналогичные сервисы).

Примерно та же ситуация теперь может сложиться в сфере предоставления беспроводного доступа к Сети.

Телеком-операторы привыкли, что увеличение абонентской базы связано с увеличением количества доходов.

И в самом деле: благодаря Wi-Fi за $50 сверхскоростной доступ в Интернет получает сразу целый квартал. Причём, если первый абонент — человек честный и не страдает излишней предприимчивостью, то весь упомянутый квартал сидит на скоростном канале задаром. А это телеком-операторам совершенно не нужно.

И вот, буквально на следующий день после того, как Бен Хаммерсли (Ben Hammersley) нарисовал на стене своего дома два полумесяца, нью-йоркское подразделение корпорации Time Warner — Time Warner Cable (TWC) разослало нескольким наиболее активным своим абонентам письма с требованием «немедленно прекратить и впредь воздерживаться» (cease and desist).

Воздерживаться предлагалось от предоставления другим людям доступа к Интернету по Wi-Fi (всё это происходило в Нью-Йорке).

Управляющие Time Warner Cable решили, что их компания беспроводной благотворительностью заниматься не будет.

Письма были отправлены тем, кого заподозрили в публичном «разбазаривании» секретов бесплатного подключения к скоростным соединениям. «Разбазаривание» происходило на сайте NYC Wireless — общественной организации, ратующей за создание свободной беспроводной инфраструктуры.

В своём письме представители Time Warner Cable известили абонентов, что «дармовое» предоставление доступа всем желающим нарушает пользовательское соглашение и потребовали в течение трёх дней предоставить в письменном виде заверение, что предоставляемый TWC сервис не будет использован в незаконных целях. В противном случае, абоненты будут отключены.

Миниатюрное устройство поиска открытых Wi-Fi узлов IDetect Wi-Fi Sniffer.

В том же ключе действовала AT&T Broadband. Эта корпорация и вовсе разослала специальных агентов на охоту за теми, кто предоставлял доступ другим людям.

Правда, представители AT&T заверили, что охотиться они в первую очередь намерены за теми, кто перепродаёт услуги доступа в Сеть, а не за теми, кто делит доступ бесплатно с небольшим количеством своих друзей.

Надо сказать, что и TWC в скором времени начала рассылать своих людей на аудит узлов, которые в базе данных обозначены как узлы сети TWC.

Вооружившись спецсредствами, спецагенты Смиты и Джонсы вышли на тропу спецопераций. К вящему негодованию сторонников бесплатности.

Но даже такие акулы, как TWC и AT&T, — это ещё не вся беспроводная фауна. Некоторые провайдеры помельче перешли в глубокую оппозицию и сделали возможность предоставления скоростного доступа всем желающим (community access) чуть ли ни центральным пунктом своей маркетинговой политики.

Но зато на Wi-Fi обрушились федеральные власти США. В конце декабря стало известно, что свежеобразованное Министерство внутренней безопасности США рассматривает Wi-Fi как «инструмент террора» (terrorist tool).

В принципе, это ещё не означало угрозы запрета Wi-Fi. Но власти потребовали от производителей оборудования и провайдеров увеличения степени безопасности беспроводных сетей, угрожая, в противном случае, ввести централизованное регулирование.

Американские власти считают, что Wi-Fi — это любимая игрушка террористов.

Иначе говоря, либо сажайте «цербера» на каждой точке доступа, либо получите очередного Большого Брата.

По мнению некоторых наблюдателей, Wi-Fi просто раздражает власти своей общедоступностью, и те стараются его «убить», пока он ещё не разросся до «излишне» громоздких размеров.

Собственно говоря, имеет место очередная попытка бороться с новыми технологиями — на сей раз, на правительственном уровне и под предлогом противодействия терроризму.

Ну а что же Warchalking? Не слишком удачное название для явления, претендующего на полную безобидность — по крайней мере, так утверждают его апологеты.

Ассоциации с wardialing и прослушиванием портов возникают немедленно.

И вот недавно начали раздаваться голоса о том, что Warchalking’у скоро конец. На роль убийцы прочат хорошо организованную, судя по всему, кампанию Wi-Fi Zone, затеянную Wi-Fi Alliance.

Логотип программы Wi-Fi Zone. Это должно убить Warchalking?

Это некоммерческая, но весьма уважаемая организация, которая может похвастаться изрядной поддержкой со стороны всевозможных «единочаятелей».

Так что наблюдатели, включая того же самого Мэтта Джонса (который, как уже сказано, и придумал warchalking), полагают, что у Wi-Fi Zone есть очень неплохие шансы раскрутиться.

Зоны, где, в соответствии с этой программой, можно получить доступ в Сеть по Wi-Fi соединениям бесплатно, будут помечаться весьма запоминающимся логотипом, который дождём не смоет, в отличие от надписей мелом.

Вот так: начали за здравие, а закончили почти что заупокой. Но в конце концов, warchalking — это не весь Wi-Fi. С одной стороны, конечно, хорошо, что продвижением «бесплатности» стала заниматься уважаемая организация — по идее, у неё больше шансов довести дело до конца, нежели у пусть и очень многочисленных энтузиастов, вооружённых одним только мелом и преследуемых агентами Смитами из TWC и AT&T.

Больше того, Wi-Fi тогда, вероятно, лишиться своего полумаргинального статуса, которым его награждают американские власти.

Однако программа Wi-Fi Zone поначалу будет действовать, скорей всего, только в США, хотя и претендует на глобальность.

Осмелимся предположить в этой связи, что в других странах записывать warchalking в покойники будет несколько преждевременно.



Gillette вставляет чипы-шпионы в свою продукцию

10 января 2003

Yahoo покупает себе поисковую компанию

24 декабря 2002

DeSigNAgifts продаёт подарки со штрихкодом ДНК

28 ноября 2002

Объявлены победители конкурса Segway

28 ноября 2002

В Австралии разрешили продавать игру Grand Theft Auto 3

11 ноября 2002