Измерена температура самой горячей планеты

Родительская звезда рекордной планеты – класса А, то есть она более крупная и горячая, чем Солнце. Кроме того, звезда эта – пульсирующая переменная (иллюстрация Edasich/Extrasolar Visions 2).

Наблюдение за затмением и транзитом раскалённой экстрасолнечной планеты при помощи крупного наземного телескопа позволило определить её температуру и заодно узнать о ней ряд других вещей, в частности, уточнить орбитальные параметры.

Команда астрономов из Великобритании и Испании сумела получить кучу новых сведений о планете WASP-33b. Главное — жара на её поверхности доходит примерно до 3200 °C.

WASP-33b была открыта в 2010 году. Весит она как четыре Юпитера. Её период обращения составляет 1,22 дня. Такая близость к светилу с учётом высокой температуры последнего уже автоматически означала, что перед нами — одна из самых горячих экзопланет. Детали, однако, оставались неясны.

Теперь, использовав телескоп WHT на острове Пальма, учёные определили, что яркостная температура WASP-33b на длине волны в 0,9 микрометра равна 3466 кельвинам. (Подробности — в статье, которая выйдет в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.)

Яркостные показатели можно лишь грубо принять за температуру поверхности, поскольку для правильного вычисления соотношения между двумя параметрами необходимо знать свойства атмосферы планеты. Но в любом случае речь идёт рекорде измерений такого рода — жарче WASP-33b миров ещё не находили.

Среди прежних самых горячих планет стоит вспомнить HAT-P-7b с аномальной орбитой и расчётной (но пока не измеренной) температурой дневной стороны в 2730 К, кипящую COROT-7b с каменными снегопадами и температурой поверхности в 2600 К, поедаемую своим солнцем WASP-12b с соответствующим параметром более 2500 К и, наконец, гигант HD 149026b, измеренная яркостная температура которого равна 2300 К.

Авторы исследования отмечают, что яркостная температура WASP-33b оказалась заметно выше расчётной равновесной при условии равномерного излучения тепла в космос (2711 К). Она даже выше температуры, которую планета имела бы, сбрасывай она тепло только дневной стороной (3224 К). Это говорит о том, что транспорт тепла с дневной стороны на ночную у этой планеты очень слаб. Кроме того, за часть потока излучения от планеты может отвечать неравновесная молекулярная эмиссия, — предполагают астрономы.

Астрономы поймали за хвост галактику из тёмной материи

17 января 2011

Открыта самая маленькая экзопланета

11 января 2011

Отснята четвёртая планета чужого солнца

9 декабря 2010

Число экзопланет превысило 500

23 ноября 2010

Физики заглянули во Вселенную перед Большим взрывом

23 ноября 2010
  • Адольф Иванов  21 января, 00:12
    Круто !!!!!!!!!!!!!!!!
  • Алик ЯйцоЖинский  25 января, 06:56
    Серовато....с. Где эта планета и остальные указанные? Такое впечатление, что афтур пересказывает свой сон, навеянный отрывками из радиопередач Сергея Пиотровича Капицы.
  • Леонид Попов  25 января, 11:24