Открыта коллективная миграция пылевых клещей

Ранее специалисты считали, что пылевые клещи в своём поведении – одиночки. Но вот впервые обнаружилось, что этих паукообразных, пусть с натяжкой, можно отнести к социальным созданиям (фото Gilles San Martin/flickr.com).

Когда домашние клещи определяют направление движения, они ориентируются на выбор сородичей. Выяснившие это бельгийские учёные надеются, что находка поможет в разработке новых способов борьбы с вызывающими аллергию существами.

Привычки клещей домашней пыли вида Dermatophagoides pteronyssinus заинтересовали биологов из Свободного университета Брюсселя (Université libre de Bruxelles) и Католического универа Лувена (Université catholique de Louvain).

Они провели следующий опыт. В чашку Петри с клещами учёные поместили крохотную ёмкость с водой. Часть клещей начала перемещаться в область с большей влажностью, которую они так любят. Но к искомой цели D. pteronyssinus вели две заранее подготовленные биологами дорожки равной длины. Авторам эксперимента было интересно — какую из них выберут клещи и почему.

Вначале, как сообщает Inside Science, микроскопические животные направлялись по одному из двух путей хаотично, но со временем (когда счёт «мигрантов» пошёл на десятки) всё больше и больше подопытных передвигалось к воде только по одному из путей.

В результате большинство паукообразных прошло одной тропкой, хотя она была ничуть не лучше альтернативной. (Попутно выяснилось, что самцы и нимфы больше были склонны к миграции, чем личинки и самки.)

В своей статье в журнале Ethology учёные выдвинули гипотезу, гласящую, что клещи оставляют некие следы (возможно, какие-то молекулы с кутикулы, а может, даже активно испускают феромоны), которые служат сигналом для последующих особей. Если сигнал этот удастся найти, не исключено, получится и обманывать клещей, давая команду уйти прочь из подушки или ковра.

Впрочем, для биологов интереснее другое следствие открытия. По мнению авторов работы, такие зачатки социального поведения наглядно показывают, как развивались навыки взаимодействия у куда более «кооперативных» тварей вроде муравьёв или пчёл. (Читайте, кстати, о том, как муравьи преподают друг другу маршруты путешествий и выбирают жилища голосованием.)

Разработан самый точный тест болезни Альцгеймера