Российскую онлайновую журналистику принято ругать за всё подряд: от безграмотности до отсутствия инноваций. Что касается новых подходов, возможно, имеет смысл оценить опыт Южной Кореи. Здесь изобрели гражданскую интернет-журналистику.
Кому-то может показаться, что Южная Корея – не лучший пример для подражания, особенно в том, что касается Интернета. Но всем ли известно, что эта страна является одной из самых онлайновых на планете?
Здесь около 70% населения имеет доступ в Сеть по выделенной линии, за что Южную Корею иногда называют мировым «вебократическим» лидером. И сетевая журналистика развивается соответствующими темпами — Интернет породил её новый тип. Судите сами:
«Мы захотели сказать „прощай“ журналистике ХХ века, из-за которой люди смотрели на мир глазами господствующих тенденций, консервативных средств массовой информации, — рассказал журналу Wired главный редактор и основатель издания OhmyNews О Йон Хо (Oh Yeon-ho).
— Главное в нашей концепции — каждый гражданин, может быть репортёром. Мы всё это публикуем, а люди сами ищут правду для себя».
Можно подумать, что речь идёт о блоге, но это далеко не так: OhmyNews — одно из наиболее влиятельных СМИ страны с ежедневной аудиторией в 2 миллиона читателей. Для них пишет более 26 тысяч граждан-журналистов из всех слоёв общества.
Но, пожалуй, самое интересное в этом уникальном эксперименте то, что любой посетитель зарегистрировавшийся на сайте может стать оплачиваемым репортёром.
Размер гонорара зависит от оценки редактора по трём категориям: «основная», («basic»), «премиальная» («bonus») или «специальная» («special») – соответственно, от нуля до $16.
Когда проект стартовал в 2000 году, в штате OhmyNews было 4 сотрудника. Основатель О Йон Хо поставил себе цель – заставить читателя воскликнуть «О, мой Бог!» (название сайта — производная от «Oh my God!» – «О, мои новости!»). У главреда совсем не было денег, сайт сделали какие-то любители.
Но девиз издания «Каждый гражданин — репортёр» и политика «организации новостных партизан» сделали своё дело.
Сегодня вышеназванное количество репортёров под присмотром 40 редакторов и журналистов-профессионалов выдают около 200 материалов в день. 80% содержания создаёт публика, оставшиеся 20% — штат редакции. Недаром ресурс называют «самым мощным в мире сайтом новостей внутри одной страны».
Само собой, OhmyNews местами бывает антиобщественным, антиправительственным и антиамериканским, истории зачастую излишне субъективны и эмоциональны, но это, похоже, идёт сайту только на пользу:
Притом, что ресурс освещает традиционные темы печатной прессы — от спорта до международной политики — эмоции и субъектив придают сайту притягательную индивидуальность.
Кстати, во время выборов президента Южной Кореи в начале 2003 года OhmyNews щедро финансировался сторонниками нынешнего главы государства Ро Му Хена (Roh Moo-hyun). Президент же создал, извините за каламбур, прецедент, когда дал OhmyNews эксклюзивное интервью.
Отчасти благодаря этому факту, гражданские репортёры получили доступ к правительственным и другим источникам, что вывело их работу на новый, практически профессиональный журналистский уровень.
Так что, сайт — по сути, очень влиятельная газета, игнорировать публикации которой не может себе позволить ни один южнокорейский политик. Поэтому высокопоставленные лица всё более охотно дают журналистам необходимую информацию.
Впрочем, упрекнуть OhmyNews в ангажированности президентскими кругами трудно. Краткий медовый месяц президента Ро Му Хена с сайтом, судя по всему, закончился: репортёры недовольны поведением лидера страны во время встречи с Джорджем Бушем.
Ну, а единственное требование, предъявляемое редакцией гражданам-репортёрам – называть своё реальное имя. В остальном им даётся практически полная свобода.
Однако создатели сайта всякий раз предупреждает журналистов: авторы также несут ответственность за содержание публикаций. А авторское право поделено между сайтом и репортёром, кто в принципе может переиздать свой материал в другом месте.
Между тем, работа внутри редакционного коллектива во многом напоминает процесс в традиционной газете, только проходит в онлайне.
Репортёры в форумах обсуждают с коллегами и редакторами идеи для статей, а поступающие материалы проверяются на соответствие действительности и обрабатываются профессионалами в порядке живой очереди.
Проверка, разумеется, необходима, ведь система несовершенна: бывают случаи клеветы, мистификации или скрытой рекламы.
Иногда граждане попадаются на утки-шутки зарубежных СМИ, вроде убийства Билла Гейтса. Качество, ясное дело, от всего этого сильно страдает, но с кем не бывает?
Так или иначе, но о южнокорейском феномене гражданской интернет-журналистики теперь известно всему миру – её называют «завтрашней». Уже поговаривают о том, чтобы перенять опыт и запустить аналогичный сайт в Соединенных Штатах. Может, и в России такое бы сработало?