Австралийские птички привлекают страшилками

На первый взгляд, подпевать хищнику – опасная затея, ведь самец выдаёт своё местоположение. Но что не сделаешь ради прекрасного пола? (фото Enchylaena/Flickr.com)

Исполнение серенады сразу после крика опасного хищника для привлечения внимания напуганных самок – такую необычную технику избрали самцы блестящих расписных малюров, обитающие в Австралии.

Биологи университета Чикаго (UChicago) выяснили, что мужские особи вида Malurus splendens добавляют свои арии к лихому посвисту флейтовых птиц (Cracticus). Поначалу орнитологи никак не могли понять, отчего малюры не боятся пения хищника.

Учёные давно заметили, что каждый раз, когда флейтовая птица подавала голос, на устрашающий (по птичьим меркам) звук особыми песнями отзывались услышавшие его самцы малюров. Своеобразный дуэт можно прослушать здесь.

Поначалу орнитологи решили, что таким образом птахи бравируют, выказывая свою неуязвимость перед хищниками или желая показать другим сородичам свою «отличную физическую форму». Тут можно провести аналогию с просмотром фильма ужасов: иной раз пришедшая в кино с парнем девушка, впечатлившись страшной сценой, льнёт к сильному плечу.

Учёные также выясняют, насколько распространён «эффект триллера» среди других видов птиц. Уже стало ясно, что подобная тактика встречается у представителей видов Malurus cyaneus, Gerygone palpebrosa и Calocitta formosa. Но, вполне возможно, что этими четырьмя видами список не ограничивается. Внизу справа – флейтовая птица (фото f0rbe5, Tom Tarrant, Dominik Hofer, Arthur Chapman/Flickr.com).

Чтобы проверить свои догадки, учёные проиграли самцам и самкам малюров в их естественной среде обитания различные виды песен. Эксперимент показал, что прекрасный пол очень внимательно вслушивается в крики, которым предшествует песня хищника. Самки оборачивались в направлении песни разудалого самца и отвечали на неё чаще, чем на соло.

Так же человек привлекает внимания другого, добавляя в начале своей фразы «Эй!», сравнивают исследователи. Для женских особей малюров сигнал самцов может быть своеобразным сообщением, что там-то кроется потенциальный защитник для неё и будущего потомства. То есть необычная песня может способствовать спариванию птиц.

Сейчас орнитологи пытаются выяснить, так ли это на самом деле, проверяя физическое и генетическое сходство папаш малюров и их потомства. Пока ясно лишь, что самцы следуют хищнику вне зависимости от своего физическое состояния. То есть речь не идёт об отдельных «героях». Также стало известно, что мужские особи не особенно рискуют, так как точно знают местоположение флейтовой птицы и что хищник в это время распевает, а не охотится.

Подробности – в статье, опубликованной в открытом доступе в журнале Behavioral Ecology.

Найдена самка птерозавра с яйцом

21 января 2011

Биологи открыли сельское хозяйство у амёб

20 января 2011

Акул признали дальтониками

20 января 2011

У лисиц обнаружено чувство магнитного поля

19 января 2011

Открыта коллективная миграция пылевых клещей

18 января 2011
  • Александр Вихров  21 января, 18:21
    Ferry-wren. Не видел никогда у них врагов. Птички очень шустрые, непоседливые. Кто их может поймать?
  • Юлия Рудый  21 января, 18:26
    :) Очевидно, флейтовые птицы иногда не прочь поохотиться за этими милыми созданиями.
  • Александр Вихров  23 января, 07:46
    А как? Они ведь сильно уступают им в резвости. Это их самих нередко атакуют noysy miners.
  • Андрей Лаврищев  21 января, 20:29
    Крактикусы наверняка не против подружиться с совместно привлеченными пташками из семейства Малюров — судя по фотографиям они должны быть симпатичнее черно-белых крактикусов-самок
  • Дмитрий Пархоменко  24 января, 12:41
    Да, отважности птичке не занимать, своим поведением она показывает насколько способна отвести хищника от семейной угрозы.
  • Александр Вихров  25 января, 07:25
    Они не хищники в том смысле, в каком вы представляете. Это nest predator. Magpie, австралийская певчая ворона, разоряет гнезда. Хотя, по моим наблюдениям, их места обитания существенно разнятся: малюровые пташки предпочитают колючие кустарники, а флейтовые тяготеют к открытой местности, больше в городах, где есть чем поживиться.
    Интересно, что самочки fairy-wren кардинально отличаются от самцов по окраске — ничего голубого, на голове красноватые оттенки.