NASA развернуло свой первый парус в космосе

Американский солнечный парус обладает площадью около 10 квадратных метров. Он выполнен из полимера CP-1 толщиной 7,5 микрометра, покрытого металлом для хорошего отражения света (иллюстрация NASA).

С большим опозданием первый экспериментальный солнечный парусник США всё же раскрыл своё полотнище на околоземной орбите. Технология перемещения космических аппаратов за счёт света сделала ещё один шаг к практическому применению. Правда, сделала, загадочно споткнувшись.

Приключения американского аппарата начались 19 ноября 2010 года, когда ракета Minotaur IV, стартовавшая с космодрома на острове Кадьяк (Kodiak Launch Complex), вывела в космос сразу семь небольших спутников. Они были подняты на орбиту высотой 653 км и наклонением 72 градуса.

Одной из главных нагрузок в том старте был экспериментальный микроспутник FASTSAT, предназначенный для испытания целого ряда технологий, разработанных для лёгких и недорогих космических аппаратов. В частности, FASTSAT оснащён адаптером для выпуска дополнительных нано- и пикоспутников — Poly-PicoSatellite Orbital Deployer.

В данном запуске начинкой этого адаптера выступал солнечный парусник NanoSail-D. Его FASTSAT должен был отправить в свободное плавание вскоре после своего выхода на орбиту.

Этапы миссии «наносейла»: старт носителя, отделение от спутника FASTSAT, свободный полёт, раскрытие паруса, сход с орбиты (иллюстрация NASA).

Но ни в ноябре, ни в декабре запланированного выброса не случилось, и причины сбоя ещё предстоит выяснить.

Американцы совсем было упали духом. Как тут не вспомнить, что первый экземпляр «наносейла» был уничтожен при неудачном запуске частной ракеты SpaceX Falcon 1 два с половиной года назад.

Однако совсем неожиданно 18 января 2011 года в три часа утра по Гринвичу механизм выброса парусника NanoSail-D всё же сработал, о чём просигнализировала телеметрия FASTSAT и что было позднее подтверждено наземными системами слежения за космическими объектами.

Как только крошечный аппарат освободился, таймер парусника запустил трёхдневный обратный отсчёт в полном соответствии с программой. NASA тут же попросило радиолюбителей помочь в отслеживании радиомаяка парусника (в надежде, что NanoSail-D заработает), указав радиочастоту (437,270 МГц) и адрес, по которому следует отправить информацию. Именно радиолюбители первыми поймали голос маяка.

Размеры парусника NanoSail-D составляют 10 х 10 х 33 сантиметра, а вес – 4 килограмма. На снимке спутник находится в руках инженера во время подготовки к наземному тесту на развёртывание паруса (фото NASA/MSFC/D. Higginbotham ).

NASA сообщает, что 21 января спутник успешно развернул свой парус. Миссия «наносейла», казалось, полностью провалившаяся, к радости создателей аппарата, чудом реанимировала сама себя.

На развёртывание ультратонкого серебристого полотна, кстати, у парусника ушло всего примерно пять секунд. Столь быстрый процесс обеспечили четыре упругие ленты, выдвигающиеся из центра аппарата наподобие стальной линейки-рулетки. Апробация механизма, позволяющего развернуть тонкий парус большой площади из крошечного контейнера, при этом не повредив плёнку, и была главной задачей полёта.

NanoSail-D во время теста. Боковые дверцы приоткрыты и готовы выпустить тонкую плёнку на волю (фото NASA/MSFC/D. Higginbotham).

Об удачном развёртывании говорят и изменения в орбитальных параметрах – парус действительно создаёт слабенькую, но измеримую тягу. Это второе практические подтверждение теории работы солнечного паруса (первыми тут отличились японцы с аппаратом IKAROS).

Заметим, в истории солнечных парусов было несколько успехов и провалов. Но после развёртывания и получения занятного автопортрета японского зонда, похоже, дела в этой сфере пошли на поправку.

NASA полагает, что паруса, подобные «наносейлу», однажды не только помогут космическим аппаратам передвигаться по Солнечной системе, но и будут работать в качестве средства сведения старых спутников с орбиты. В последнем случае главная роль отведена аэродинамическому сопротивлению большой лёгкой плёнки, способной «чувствовать» остатки атмосферы даже на высотах в сотни километров (аналогичную идею солнечного уборщика космического мусора развивают британцы).

Именно из-за слабого торможения в воздухе NanoSail-D должен сойти с орбиты через 70-120 дней и сгореть в атмосфере.

Впрочем, до этого финала, и до тех пор, пока аккумуляторы аппарата не сядут, его сигнал можно попробовать поймать. Радиолюбителям стоит поспешить, ведь, судя по телеметрии, заряд в батареях падает довольно быстро. (Положение парусника и параметры его работы можно отслеживать на специальной странице.)

Космический Dragon взлетел за серией рекордов

8 декабря 2010

Секретный шаттл-робот самостоятельно вернулся из космоса

6 декабря 2010

Придумана система навигации по искусственным пульсарам

2 декабря 2010

Солнечная вспышка поддержала разработку щита для Земли

10 ноября 2010

Немцы составят самую точную 3D-карту Земли

15 октября 2010
  • Никита Петров  25 января, 11:02
    Класс ) Абрамович уже заказывает космическую яхту на солнечных парусах )
  • Максим Нагайцев  25 января, 11:22
    Re: В частности, FASTSAT оснащён адаптером для выпуска дополнительных нано- и пикоспутников — Poly-PicoSatellite Orbital Deployer.

Фантастические фильмы и публикации становятся реальностью, начинают появляться нано-шпионы, нано-роботы.))

Таких сразу и не обнаружишь теперь.
    Нужна теперь контр-нано защита.))

• Леонид Попов  25 января, 11:28
    Применительно к спутникам приставка «нано» вовсе не означает ни наноразмеров, ни нанотехнологий — это просто такая категория по весу (от 1 до 10 кг).
  • Максим Нагайцев  25 января, 12:02
    Это понятно.)

Это я образно, что прогресс не стоит на месте, а движется в сторону нано-размеров.)

• Андрюшка Дубинин  25 января, 12:27
    все это хорошо.а вот по стоимости как соотносится парус и старые традиционные способы?
    с задержкой мне все ясно.наверняка комп собирали на предприятии «искра» а там без кулака ничего не работает.очевидно микрочастица при ударе реанимировала механизм запуска.
  • Валерий Стародубцев  25 января, 15:05
    остоимость окупится в будущем, когда парусники начнут бороздить просторы Большого Теа... Космоса на дармовой тяге.
  • Евгений Акимов  25 января, 12:50
    кто нибудь считал до какой скорости сможет разогнаться аппарат на солнечном парусе? Японцы собираются выпустить в космос аппарат диаметром 50 м. но он в виде цветка, значит площадь солнечного паруса будет примерно 1250 кв метров. Если бы давление солнечного ветра было таким как в районе земли такой аппарат за 30 недель разогнался бы до скорости 226 км/с. Меня интересует до какой скорости может разогнаться такой парусник если его запустить по гелеостационарной орбите?
  • Евгений Акимов  25 января, 12:50
    я считал что аппарат весит 10кг...
  • Леонид Попов  25 января, 15:13
    Что такое «гелео_стационарная» орбита? :)
  • Валерий Стародубцев  25 января, 15:17
    Теоретически, корабль с космическим парусом способен достичь скорости в100000 км/с и даже выше... Но потом как тормозить?
    И на гелиоцентрической в галсах запутаетесь