Древняя могила открыла связь лисы и человека

Повернись история иначе, мы бы сейчас в массовом порядке держали дома лисиц, а не собак, и охотились бы не на лис, а вместе с лисами (фото с сайта wikipedia.org).

Уникальное и очень древнее совместное захоронение лисицы и человека найдено в Иордании. Археологи и антропологи предполагают, что приручение лис могло предшествовать одомашниванию собак, позже обошедших своих родственниц в борьбе за звание «друг человека».

Авторы открытия — учёные из университетов Кембриджа (University of Cambridge) и Торонто (U of T) – отмечают, что это беспрецедентный случай, указывающий на эмоциональную привязанность между человеком и лисой.

Исследователи полагают, что лисица выступала в роли домашнего животного и была погребена, чтобы сопровождать хозяина в загробной жизни. Кстати, это была обыкновенная рыжая лисица, — такой вывод учёные сделали, опираясь на морфологию останков.

Череп древней лисицы и его увеличенный фрагмент (фото Lisa A. Maher/PLoS ONE).

Интересно, что через некоторое время после погребения хозяина лисы древние люди захоронение вскрыли и перенесли часть останков человека в близлежащую могилу. Причины такого поступка остались тайной.

При этом на новое место была перемещена и часть скелета лисицы. В старой могиле остался лишь её череп и правая плечевая кость. Такое совместное перезахоронение говорит, что совершившие его люди знали о сильной связи покойного и животного. Показательно, что различные предметы, положенные в первую могилу, были оставлены на месте.

Две связанные могилы. Останки человека помечены тёмно- и светло-коричневым, плюс красным. Кости лисицы – жёлтым (иллюстрации Lisa A. Maher/PLoS ONE).

Самое важное – данное кладбище датировано 16,5 тысячами лет. «Это на 4000 лет старше, чем самое раннее из известных совместных захоронений человека и собаки», — гласит пресс-релиз Кембриджа. (Древнейший домашний пёс, как таковой, датирован 14 тысячами лет с хвостиком.)

Удивительные захоронения обнаружены в местечке Уюн-аль-Хаммам (Uyun-al-Hammam) (фото Lisa A. Maher/PLoS ONE).

Учёные предполагают, что столь ранний пример захоронения человека и животного может быть частью более широкой картины, которая демонстрирует рост сложности культуры, обычно ассоциирующийся с рождением сельского хозяйства в неолите, на тысячи лет позже.

Не исключено, что именно лисицы стали первопроходцами в деле одомашнивания животных вообще. Но, будучи более пугливыми и труднее приручаемыми, они не закрепились в такой роли, уступив место собакам. (Детали находки её авторы расписали в открытой статье в PLoS ONE.)

Найдена самка птерозавра с яйцом

21 января 2011

В Армении раскопана древнейшая в мире винодельня

13 января 2011

Найдены следы скрещивания людей и архаичных гомининов

23 декабря 2010

В пещере хоббитов найден гигантский аист

7 декабря 2010

Открыт новый вид вымерших дельфинов

3 ноября 2010
  • Олег Яцожинский  28 января, 14:40
    Совместное захоронение пре-натуфийского человека и рыжей лисицы НЕ означает, что лисы были уже одомашнены. Выводы, сделанные археологами мало убедительны. Это мог быть охотник по прозвищу «Хитрая лиса» и ему в могилу положили его талисман. А при перезахоронении из старой могилы НЕ перенесли череп лисицы, что достаточно красноречиво свидетельствует о том, что совершившим его людям было наплевать на сильную связь покойного и животного...
  • Антон Брандт  24 марта, 21:04
    наплевать, это как-то не убедительно.
    зачем тогда вообще создавать совместное захоронение и тем более совместное перезахоронение?
    скорее всего имел место быть какой-то ритуал.
    о самом ритуале можно строить догадки, но сам факт такого странного захоронение и перезахоронения, на мой взгляд, больше объяснить нечем.
  • Владимир Винецкий  28 января, 22:23
    А кто сказал, что лису похоронили рядом с человеком, а не наоборот?
  • Виталий Третьяков  5 февраля, 18:10
    Это как? Да и зачем?
  • Олег Яцожинский  31 января, 10:04
    Э-э-э, интересная постановка вопроса, только пока археологи находят захоронения домашних животных с человеком или рядом с могилами людей. Есть правда, целые кладбища собак и котов в Египте. Но это уже совсем другая история...
  • Олег Апарцев  4 февраля, 15:15
    Более убедительно, на мой взгляд, выглядят объяснения данного факта с точки зрения тотемизма.
    Известно, что животное — тотем отождествлялось с человеком до, порой, полного подобия, включая ритуалы погребения.
    С такой точки зрения, возможно, найдутся другие объяснения переносу части мощей в другую могилу.
  • Антон Брандт  24 марта, 21:01
    тогда логично было бы предположить наличие совместных захоронений и с другими животными, волками, медведями и т.д.
  • Евгений Ишутинов  24 марта, 22:30
    Покойный был зоофилом, при попытке надругаться над лисом тот ему и откусил кое-что, отчего и помер бедолага, но прежде чем истечь кровью, успел свернуть лису шею. Вот и схоронили их вместе, что бы смог докончить начатое в потустороннем.
  • Антон Брандт  25 марта, 03:17
    в свете этой версии повторное захоронение, видимо, призвано исправить ошибку первичного. я имею ввиду, что во вторичное не был перенесен кусательный аппарат лиса.
  • Борис Минтарский  25 марта, 07:54
    Блин... поначалу, прочитав верхние каменты, почему-то подумал, что речь идёт о Березовском.
  • Евгений Ишутинов  25 марта, 08:53
    Да, если бы не исправили ошибку первого захоронения, то так и не смог бы первомачо удовлетворить свою страсть даже там.
  • Антон Брандт  25 марта, 13:57
    предлагаю возобновить сию славную традицию.
    а то, что это такое, все люди как люди, а права зоофилов нагло нарушаются?!!