Хищные растения объявлены туалетами летучих мышей

Детали удивительного открытия изложены в статье в Biology Letters (фото Holger Bohn).

Летучие мыши на Борнео регулярно садятся на плотоядные кувшины и используют их как туалет. Растения не возражают. Они, наоборот, стараются привлечь зверьков, поскольку получают таким необычным способом питание.

Находчивые растения рода непентес (Nepenthes) оказались в поле зрения биологов из университетов Брунея (UBD), Вюрцбурга (Universität Würzburg) и Грайфсвальда (Universität Greifswald) волей случая.

Во время экспедиции в лесах Борнео учёные следили за перемещениями летучих мышей Хардвика (Kerivoula hardwickii). Оказалось, многие зверьки раз за разом выбирали для отдыха и сна кувшины Nepenthes rafflesiana elongata. Химический тест листьев этих растений показал, что 33,8% питательных веществ непентесы получают из фекалий и мочи летучих мышей.

Дальнейший анализ выявил, что эти плотоядные растения не слишком усердствуют в поимке насекомых: вырабатывают мало пахучих веществ, заманивающих жертв, генерируют мало пищеварительной жидкости. Зато они вкладываются в рост собственно кувшинчиков, которые делают удобными насестами для летучих мышек.

Зверьки в кувшин не проваливаются, поскольку в нём имеется сужение, недостаточное для прохода их тел (иллюстрации T. Ulmar Grafe, Michael Schöner, derstandard.at).

Для зверьков растения — удобная площадка отдыха на пути от мест охоты к дому, а порой, может быть, и сам дом, — рассуждают биологи. Для растений отходы мышей – прекрасный источник питания.

«И это лишь второй известный случай мутуалистической связи между плотоядными растениями и млекопитающими», — сообщает Discovery. Интересно, что первый тоже был зафиксирован на Борнео и в нём также шла речь о непентесах, только другого вида.

«Хищное растение раскрылось туалетом для тупайи» – так весной 2010 года мы озаглавили детективный материал, повествующий об открытии невиданного ранее вида отношений. Тогда трудно было предположить, что менее чем через год станет ясно — практика использования растений-кувшинчиков как унитазов в природе более распространена.

Открыт новый секрет птичьей коммуникации