Биологи высчитали дату возврата лягушачьих зубов

Лягушка Gastrotheca guentheri обитает в Колумбии и Эквадоре (фото William E. Duellman/ Division of Herpetology, University of Kansas Biodiversity Institute).

Древесная сумчатая лягушка Гюнтера – существо исключительное, так как в отличие от всех своих сородичей имеет зубы не только на верхней, но и на нижней челюсти. Эта аномалия, разобранная в новом исследовании, послужила великолепным примером фокусов эволюции с обращением изменений вспять.

Джон Винс (John Wiens) и его коллеги из университета Стони Брук заинтересовались, когда предки сумчатой лягушки обрели нижние зубы. Вычислить это было важно, поскольку лягушки в целом потеряли этот элемент давным-давно. А по текущим представлениям природа не слишком охотно отыгрывает изменение черт назад.

Авторы работы при помощи новых статистических методов объединили данные о развитии лягушек, полученные при анализе окаменелых останков и ДНК множества современных амфибий. По словам Винса, оказалось, что лягушки потеряли зубы на нижней челюсти более 230 миллионов лет назад, но они вновь появились у G. guentheri в течение последних 20 миллионов лет. (Детали расчётов раскрывает статья в журнале Evolution.)

«Сложные анатомические черты, которые эволюционно были потеряны, могут повторно развиваться, даже после того как отсутствовали сотни миллионов лет», — приводит BBC слова Джона.

Выходит, при необходимости эволюция может изобрести для вида какое угодно вооружение (вспомним поразительные зубы "крококота" и "левиафана"), в том числе — сотворить заново.

Анализ южноамериканской лягушки — подкоп под закон необратимости Долло (Dollo’s law), гласящий, что структура или орган, утраченные в ходе эволюции, уже не вернутся в данной линии животных (то есть статистически это крайне маловероятно).

Впрочем, возврат зубов — не столько подкоп, сколько лазейка, указывающая способ обхода правила. Ведь на верхней челюсти зубы у лягушек никуда не исчезали, а значит, у этих земноводных в принципе имеются гены, необходимые для выращивания зубов. Всё, что нужно было лягушке Гюнтера, — как-то распространить действие нужных фрагментов ДНК на нижнюю челюсть.

По мнению Винса, этот механизм возврата морфологических черт может использоваться и в других случаях, например при восстановлении утраченных пальцев у какой-либо эволюционной линии ящериц.

Эволюция орангутана удивила учёных медлительностью

28 января 2011

Медведица поставила вынужденный рекорд заплыва

27 января 2011

Японцы обнаружили побег кораллов

24 января 2011

Акул признали дальтониками

20 января 2011

У лисиц обнаружено чувство магнитного поля

19 января 2011
  • Юрий Новиков  1 февраля, 15:41
    так осталось не ясным — выяснили — какие гены отвечают за эти самые зубы на нижней челюсти 230 млн лет назад и у нынешних 20 млн летних — и сильно ли они различаются ?
  • Юрий Шитиков  2 февраля, 01:29