Клетки кожи напрямую конвертировали в клетки сердца

Изменённые клетки кожи по многим параметрам неотличимы от клеток миокарда: они вырабатывают соответствующий белок тропонин Т (troponin T – красный) и имеют особую «полосатую» структуру, похожую на таковую у кардиомиоцитов (сardiomyocyte). ДНК выделена голубым цветом (фото Jem A. Efe).

Новый метод перепрограммирования разработали американские учёные. Процесс получения клеток сердечной мышцы занимает всего 11-12 дней, что позволяет быстро вырастить ткань для трансплантации.

Технология в целом очень напоминает ту, что используется для создания индуцированных плюрипотентных клеток (iPS cells), но обходится без них.

Учёные исследовательского института Скриппса (Scripps Research Institute) и университета Калифорнии в Сан-Диего (UCSD) не стали возвращать фибробласты в эмбриональное состояние, а затем выращивать из них клетки сердца (на это могли уйти недели).

Они решили переключить функции напрямую. В этом им помогли четыре транскрипционных фактора: Oct4, Sox2, Klf4 и c-Myc. В результате нужные клетки были получены в течение 5-6 дней. Ранее генетикам удавалось переделать кожу в нервную ткань, а клетки сердечной мышцы получали лишь из эмбриональных стволовых клеток.

Пока технология опробована только на мышах, генетически не столь уж близких человеку. Но, если прямое перепрограммирование, получит развитие, то медики смогут выращивать искусственное сердце из кожи пациента. Биологи также получат материал для изучения генетических основ пороков развития.

Подробности новой работы — в статье, вышедшей в журнале Nature Cell Biology и в пресс-релизе института Скриппса.

Кстати, исследования показали, что иногда сердечная мышца обновляет сама себя, и что в природе существуют способ ремонта сердца без стволовых клеток.

Учёные обнаружили самые древние биологические часы

2 февраля 2011

Биологи уличили бактерий в контроле пола пауков

2 февраля 2011

Эволюция орангутана удивила учёных медлительностью

28 января 2011

Открыт новый секрет птичьей коммуникации

26 января 2011

Генетики построили фамильное древо винограда

26 января 2011
  • Юрий Новиков  5 февраля, 16:35
    вот это приятно, спокойное наступление по фронту — сбора коллекции белков регуляторов специализации клеток. Спокойная работа выработка методик управления жизнью клетки с помощью специализированных белков. Еще несколько десятков шагов в этом направлении и получим управление развитием не только одиночных клеток и тканей но и организма в целом , хочется верить..
  • Юрий Новиков  5 февраля, 20:49
    ложечка дегтя, я давно занудствую на тему
    — на рисунке должен быть масштаб —
    это элемент культуры а так микрометр от нанометра не отличить фи. масштабный отрезочек на рисунок плиз.. ;)