Взгляд на место лунной высадки запечатлел потерянный кратер

Лунный модуль «Антарес» сел в районе, который некогда был сформирован падением астероида. Многочисленные холмы вокруг были созданы из обломков, выброшенных ударом (фото NASA).

«База Фра Мауро» — холмистая и кратерированная местность, которую исследовал экипаж «Аполлона-14» в 1971 году, удостоилась новой порции внимания специалистов. При помощи искусственного спутника Луны учёные получили новые снимки этого района и провели тщательные измерения следов, оставшихся на реголите.

Американский лунник LRO, уже фотографировал места посадок «Аполлонов», а следы от исторической миссии Apollo 11 — особенно тщательно. Теперь, к 40 летию высадки 5 февраля, более детальные, нежели раньше, кадры были получены для места работы экспедиции Apollo 14.

Этот кадр был сделан 25 января 2011 года. На нём хорошо видна нижняя часть посадочного модуля, оставшаяся на поверхности Селены (справа), и комплекс оборудования, размещённого астронавтами в 180 метрах от точки посадки (слева, показан стрелкой). Между ними – дорожки, протоптанные участниками экспедиции (фото NASA/Goddard/Arizona State University).

С новой съёмкой связана одна интересная история. Как напоминает NASA, целью второго выхода экипажа «Аполлона-14» на поверхность был край 300-метрового кратера Коун (Cone), расположенного в 1400 метрах от точки посадки лунного модуля.

Учёные предполагали, что кратер этот достаточно глубок, чтобы обнажить очень древние лунные породы, так что обломки камней из внутренней части кратера очень пригодились бы планетологам. Однако пересечь сам гребень кратера астронавтам не удалось. Их долгий поход к Коуну проходил на сложной местности, так что Шепард и Митчелл едва не заблудились.

У астронавтов была только грубая карта, и потому они лишь примерно представляли положение Коуна. Им удалось добраться до его внешних склонов и начать восхождение на гребень.

Но вскоре напарники поняли, что потеряли ориентацию. При этом на сбор образов и возвращение оставалось всё меньше времени. Специалисты на Земле приняли решение, что исследователям Селены необходимо взять камни там, где они находятся, и немедля повернуть «домой» к посадочному модулю.

Измерение высококачественных снимков, выполненных спутником LRO, показало, что до самого гребня столь желанного кратера Алану и Эдгару оставалось пройти всего 27 метров. И это после 400 тысяч километров полёта через космическое пространство и почти полутора километров, преодолённых по лунной пустыне пешком, да ещё толкая тележку с инструментами.

«Мы потеряли время в попытке определить наше точное положение для сбора образцов, которые удовлетворили бы геологов. Это стоило нам много времени. Мы были на краю кратера Коун. Мы просто не понимали, насколько близко.

Он был скрыт от взгляда за возвышением в нескольких ярдах, когда они решили, что наших кислорода и воды слишком мало, чтобы сделать что-нибудь, кроме как начать возвращение», — рассказал пилот лунного модуля Эдгар Митчелл (Edgar Mitchell) в своём нынешнем интервью.

Два кадра, выполненные LRO с разных точек орбиты, позволили реконструировать объёмное изображение местности Фра Мауро. На нём отмечены лунный модуль «Антарес» (красный цвет), набор ALSEP для экспериментов на поверхности (желтый), камень Turtle Rock (коричневый), следы астронавтов и тележки с оборудованием (голубой).

Справа верху – тот самый злополучный кратер. Для наглядности размеры рукотворных предметов преувеличены (фото NASA/GSFC/Arizona State University/Ohio State University).

Астрономы впервые получили снимок всего Солнца

7 февраля 2011

Марсоход празднует неюбилей под песочным небом

21 января 2011

Аппарат Voyager обнаружил остановившийся ветер

14 декабря 2010

Космический Dragon взлетел за серией рекордов

8 декабря 2010

Японский аппарат промахнулся мимо Венеры

8 декабря 2010
  • Юрий Глинский  8 февраля, 15:08
    В НАСА слишком много информации, которую они не придали огласке.
  • Сергей Асташкин  2 марта, 15:57
     — Самая интересная : фильм с взлётом Апполонов с самолётов ВВС США. Там ракета, задолго до окончания отработки первой ступени — взрывается,и резко худеет -с 11 м. до 4 м... причём, этот процесс позволил измерить истиную скорость Апполонов к этому моменту -которая должна была быть 3,3 км/сек . Конус Маха и отсчёт от взрывного облака дал одну цифру 1 км/сек .. Так что, никакой речи о выходе даже на орбиту быть не может. НАСА представило ,в виде детского лепета исследования истекания сверхзвук струи .. что не имеет отношения к наблюдавшейся картине конуса МАХА .. Так что, ловите ваши рыбки в другом месте..
  • Леонид Попов  8 февраля, 15:54
    Открытость НАСА по сравнению с другими космическими агентствами мира практически образцовая. У них при желании можно найти чуть ли не всё, что только возможно по любым миссиям за всю историю. Но любителей теорий заговора это, конечно, не может убедить. Это уже из области психологии.
  • Евгений Самченко  8 февраля, 16:33
    Забавно вспоминать на этом фоне многочисленные конспирологические статьи, и даже фильмы про то, как американцы НЕ высаживались на Луну
  • Евгений Филонов  2 марта, 15:21
    А они высаживались?)
  • Валерий Стародубцев  8 февраля, 21:29
    Как смог, провёл экспертизу. Каждый может повторить. Я не выношу суждения по поводу — «были-не были». Но с данными фотографиями не всё ладно.
    1. Мембрана сообщает: «„Этот кадр был сделан 25 января 2011 года.“»
    2. Здесь www.nasa.gov/mission_pages/LRO/multimedia/lroimages/apollosites.html вы найдёте фотографию с меньшим разрешением, но сделанную явно в тот же момент — (сравните тени кратеров, или наложите, повысив прозрачность одной из фот.) Текст: снимки со спутника, находящегося на лунной орбите, охватывают места посадок Аполло, сделаны между 11 и 15-м июля. На всякий случай посчитал: между снимками 190 дней, делим на 28, получается 6,78. Нецелое число лунных фаз, значит, тени должны быть совершенно иными.
    3. Мембрана по ссылке www.membrana.ru/particle/13941 : «„После того как это произойдёт (спутник выйдет на окончательную рабочую орбиту), американцы намерены ещё раз провести съёмку мест посадки „Аполлонов“, при этом разрешение будет в 2-3 раза более высокое, чем сейчас. Пока оно составило примерно 1,2 метра на пиксель. С учётом того, что поперечник посадочной ступени равен 3,7 метра, вышло, что каждый модуль занял на этих кадрах площадь порядка 9 пикселей. Их тени — ещё примерно по 20 точек.“»
    4.Как получилось, что на якобы позднейшем снимке с более высоким разрешением тень от лунного модуля потеряла половину пикселей и вдвое укоротилась?
  • Александр Привалов  9 февраля, 07:15
    Вот на этой странице можно посмотреть фазу Луны за любое заданное число:
    stardate.org/nightsky/moon

Эти снимки сделаны с 11-го по 15-е июля 2009 года:
    www.nasa.gov/mission_pages/LRO/multimedia/lroimages/apollosites.html

Фаза Луны 12-го июля 2009 года:
    mcdonaldobservatory.net/nightsky/moon/moon20.gif

Фаза Луны 25 января 2011 года (в этот день сделан снимок из обсуждаемой статьи):
    mcdonaldobservatory.net/nightsky/moon/moon20.gif

Как видите, изображения Луны за эти два дня полностью совпадают. Несомненно, агенты НАСА проникли в земные обсерватории с целью оболванивания населения. Публикуемые ими таблицы фаз Луны все насквозь фальшивые.

• Евгений Самченко  9 февраля, 09:08
    Сколько долларовденег вам приплачивает НАСА за пособничество? :)
  • Борис Минтарский  9 февраля, 11:35
    Не наса, а голливуд :)
  • Валерий Стародубцев  9 февраля, 12:02
    Да, виноват. Решил, что это снимки 2010 года, а они на год старше.
    Фазы действительно совпадают. Выбор фазы, видимо объясняется оптимальным освещением.
    Но остаётся вопрос 4. Он-то меня и озадачил.
  • Леонид Попов  9 февраля, 12:06
    Для тени, полагаю, важен не только месяц/день, но и час съёмки. Что до пикселей — на кадре 2011 года посадочная ступень выглядит явно с лучшей детализацией, чем на снимке 2009-го, в чём противоречие?
  • Валерий Стародубцев  9 февраля, 15:38
    длина теней деталей поверхности одинакова в обоих случаях. а тень от модуля вдвое длинее в первом случае. другие пророрции тени. край тени достигает... вобщем, присмотритесь.
  • Александр Привалов  10 февраля, 08:01

Нашёл в Google Earth фотографии так называемого космодрома Байконур (на самом деле, конечно, никакого Байконура нет, а Гугл публикует фальшивые фотоколлажи Роскосмоса, за что получает откаты и отпилы). Благо в Google Earth слайдер есть — можно посмотреть версии картинки за разные даты. Та же самая фигня — тени от зданий бывают разной длины в зависимости от времени съёмки, а рельеф выглядит совершенно одинаково.

Попробовал нарисовать в 3D, и опять та же фигня:

ganymed.ca/temp/moon2.png
    ganymed.ca/temp/moon3.png

Красный кубик в центре кратера символизирует LEM. Кратер символизирует сам себя.

Кстати, тени на одном из моих рисунков тени выглядят темнее и отчётливей, чем на другом — так вот это исключительно потому, что мне было лень играться с яркостью картинки. Понятно, что так же элементарно получить две тени от кратера, точно совпадающие по оттенку.

• Валерий Стародубцев  11 февраля, 13:29
    ""Та же самая фигня "" — это точно. «фигня» бывает разная.
    и чем проще ляп, тем сложнее объяснения.
    тень от модуля самая насыщенная, даже глубИны кратеров имеют оттенки. а модуль — весьма ажурная конструкция, к тому же находится не на краю пропасти.
    высчитать высоту объекта по длине его тени — есть ли что-то объективнее? так что 3Д тщательней надо
  • Александр Привалов  11 февраля, 16:41
    "даже глубИны кратеров имеют оттенки."

Да. Сложный рельеф. Я мог бы нарисовать такой в 3D, но бесмыссленно (всё равно же я вам ничего не объясню).

Видно, что мой кратер — это простой геометрической объект, а настоящие кратеры покрыты камнями. Если бы я нарисовал кратер более правдоподобной формы, изобразил бы россыпь мелких кратеров поверх большого кратера, мой рельеф был бы более похож на лунный. И тогда картина теней более точно соответствовала бы НАСАвской фотографии.

"высчитать высоту объекта по длине его тени — есть ли что-то объективнее?"

Высчитайте, пожалуйста, относительные высоты кубика и кратера на моём рисунке. А я сравню с тем, что я вбил в Pov-Ray. Я даже подскажу — это очень простые числа, их можно просто угадать.

"а модуль — весьма ажурная конструкция, к тому же находится не на краю пропасти."

Боковые опоры при таком разрешении мы не видим, а центральную часть LEM можно считать сплошным объектом.

• Валерий Стародубцев  12 февраля, 14:46
    желаю дальнейших успехов в 3Д. кстати, НАСА неплохо бы это освоить, а то в ФШ у них не очень
  • Евгений Храмцов  13 февраля, 11:22
    Благодаря антипиару СССР тема «были/не были» до сих пор будоражит умы. И я, по правде говоря, тоже долгое время склонялся к тому, что «не были», так как был знаком с аргументами только одной стороны.
    Но, боже храни интернет, сейчас нет дифицита информации. И если у вас есть сомнения и жажда истины достаточно велика.. Не поленитесь, нагуглите сайт «Мифы современности». Там есть популярная статья «Были ли американцы на Луне?». Занимательное чтиво.
    А то вы в коментах так живо обсуждаете тему, по которой уже давно все сказано.
  • С современным уровнем технологий нарисовать следы дело пары минут в фотошопе, впрочем какие следы, с финансированием наса нарисовать можно двух динозавров пьющих на брудершафт со снежным человеком и сами же Нилом Армстронгом, да так что никто сказать не сможет что подделка (за исключением абсурдности сюжета конечно). Ни в жизнь не поверю пока не увижу подтверждения независимой экспертизы лично побывавшей луне. Впрочем скоро и независимым экпертам верыне будет, как только насовцы доберутся на самом деле до луны, все хвосты будут подтерты. Как самый убойный и неопровержимый аргумент, покажите ка мне чертежи ракетоносителя Сатурн-5 , можете не искать кроме фуфлокартинок не найдете ничего. Читаем www.manonmoon.ru/book/1.htm
  • Павел Милык  2 марта, 14:36
    Не интересно рассматривать и анализировать цифровые снимки — они при нынешней технологии не аргумент. Защитникам полета просьба прокомментировать:
    1. почему НАСА сейчас используют на своих тяжелых ракетах Российский двигатель РД — 180, в каком то роде «наследник» двигателя Н-1 создававшегося для советской лунной ракеты, а не легендарный F-1 двигатель «Сатурна 5» — "победителя лунной гонки. почему они не только не развивают успешную технологию приведшую их в лидеры, но и уничтожают следы ее.
    Подробнее об этом malchish.org/index.php?option=com_content&task=view&id=340&Itemid=33
    Чтобы попасть на луну надо решить простую математический задачу: придания нужной массе соответствующей скорости , а для этого нужна соответствующая техника. Где она? Почему не используется? Почему она не отрабатывает колоссальные средства потраченные на ее создание. Очень странно, что она тоже осталась в виде фотографий! Мне это не понятно. Объясните кто нибудь
  • Владимир Королёв  4 марта, 09:36
    Я так понял ставятся под сомнения только пилотируемые полеты на Луну?
  • Павел Милык  9 марта, 12:35
    Для автоматических не нужна такая экстремальная мощность ракетоносителя. Советская Луна- 3 еще в 59году фотографировала обратную сторону луны.
  • Евгений Храмцов  4 марта, 12:19