В геноме бактерии впервые обнаружен кусок кода человека

Микроорганизмам (на снимке в изменённых цветах показаны красным) пришлось преодолеть целый ряд препятствий, чтобы получить кусок ДНК человека. Осталось понять, зачем им это понадобилось (фото Billker et al./Nature).

Проанализировав ДНК нескольких штаммов бактерии Neisseria gonorrhoeae, вызывающей гонорею, учёные из США нашли внутри её генетического кода небольшую часть генома человека. Биологи впервые фиксируют пример такого переноса.

Обнаружили новую генетическую и отчасти эволюционную головоломку Хэнк Зайферт (Hank Seifert) и Марк Андерсон (Mark Anderson) из Северо-Западного университета (Northwestern University). Учёные изучили последовательности нуклеотидов 14 колоний бактерии.

Когда же полученную информацию стали прогонять через компьютерную программу, проверяющую коды на наличие «загрязнений», выяснилось, что в геномах трёх штаммов присутствует «человеческая» последовательность L1.

«Никогда ранее мы не наблюдали, чтобы кусок кода млекопитающего переходил в ДНК бактерии», — признаётся Зайферт. Скорее всего, это произошло благодаря горизонтальному переносу генов.

Любопытно, что в геноме человека L1 может передвигаться по ДНК, в то время как в бактерии этот фрагмент кода статичен. Кроме того, он не производит никакие функциональные белки, то есть, вероятно, совершенно не нужен N. gonorrhoeae. Хотя, по идее, бактерия могла бы воспользоваться им, например, для мимикрии под хозяина или для взаимодействия с его клетками.

Американцы решили поискать последовательность в геноме родственной бактерии – Neisseria menigitidis, вызывающей менингит. Но сколько штаммов они не анализировали, так ничего и не нашли. Получается, что кусок кода человека N. gonorrhoeae заполучила до расхождения с общим с N. menigitidis предком, то есть около 200 тысяч лет назад.

Вероятно, это был случайный перенос, не повлекший за собой никаких последствий. N. gonorrhoeae могла оставить чужой код в своей ДНК только лишь потому, что его «содержание», так сказать, ничего ей не стоит.

Статья авторов открытия появится в журнале mBio. До нынешнего исследования передачу частей ДНК и даже полной генетической последовательности находили в «парах»: бактерия — бактерия, бактерия — дрожжи и бактерия — медуза.

Биологи прочитали ДНК мурашей и рекордсмена по генам

15 февраля 2011

Биологи нашли проблемы в притворяющихся клетках

9 февраля 2011

Клетки кожи напрямую конвертировали в клетки сердца

3 февраля 2011

Биологи уличили бактерий в контроле пола пауков

2 февраля 2011

Эволюция орангутана удивила учёных медлительностью

28 января 2011
  • Георгий Ратушный  15 февраля, 20:52
    интересно, но новость, как таковая бессмысленна. нет практического применения

разве что еще одним способом узнать скорость мутаций бактерий.

• Greg Molev  16 февраля, 00:49
    Next step:

бактерия заберёт у человека ген мозга и станет разумной! :)

• И захватит всю планету!
  • Виктор Алексеевич  3 марта, 18:04
    Да ладно, «вероятно, совершенно не нужен...». Также, как компьютерные вирусы (как впрочем и другие программы) содержат кусок кода программы-цели, также и бактерии содержат кусок генетического кода для опознавания организма, на котором они и специализируются. Просто еще пока не обнаружили механизма такой специализации.
  • Елена Ким  14 марта, 00:48
    Раз в «менингитной» ничего не нашли, то горизонтальный перенос, должно быть, произошел ПОСЛЕ дивергенции этих видов, или же должен был вторично утрачен, что менее вероятно.
  • Алексей Заплатин  20 марта, 05:47
    «Скорее всего, это произошло благодаря горизонтальному переносу генов.»
    Нет, я категорически несогласен, такое не возможно!
    «Получается, что кусок кода человека N. gonorrhoeae заполучила до расхождения с общим с N. menigitidis предком, то есть около 200 тысяч лет назад.»
    Что такое случилось 200 тысяч лет назад, что я слышу эту дату каждый день? Давайте направим исследования на этот период эволюции, попросим астрономов помочь.
  • Михаил Зиньков  25 апреля, 21:14
    а не наоборот код бактерии попал в геном человека? Кто доказал, что это бактерия отхватила код генома человека, а не частичноо встроилась в геном человека. Тут вопросов больше чем исходной информации. А такие заголоаки статеек годятся скорее для передачи «Битва экстрасенсов», чем на претендующего на некоторую наукообразность сайта.
  • Анна Росавицкая  5 августа, 12:19