На первый взгляд перед нами орбитальная станция. Но это космический корабль. В нём должно быть достаточно места для экипажа в шесть человек и припасов на два года. Этот аппарат предполагается отправлять в глубины Солнечной системы, возвращать к Земле и так много раз.
В конце января нынешнего года Марк Холдерман (Mark Holderman) и Эдвард Хендерсон (Edward Henderson) из космического центра Джонсона (JSC) представили концепцию многофункционального исследовательского космического корабля (Multi-Mission Space Exploration Vehicle — MMSEV) Nautilus-X.
Имя его тоже расшифровывается: «Внеатмосферный универсальный транспорт, предназначенный для длительных американских исследований» (Non-Atmospheric Universal Transport Intended for Lengthy United States eXploration).
Концепция Nautilus-X создана в рамках работы исследовательской группы «Будущее в космической деятельности» (Future in Space Operations) и «Команды оценки применения технологий» (NASA Technology Applications Assessment Team). Последняя занята анализом новой техники с целью определения того, как она может ускорить космические исследования, причём в разумные сроки и с доступными затратами.
Главные плюсы многофункционального корабля – эффективность, гибкость и масштабируемость. Все основные части «Наутилуса Икс» должны быть построены по технологиям уже апробированным в космосе, либо находящимся на пути к реализации. Ни одного фантастического узла в данном проекте нет.
Любопытно, что часть модулей MMSEV должна быть выполнена в виде надувных отсеков. При выводе на орбиту они не займут много места под обтекателем ракеты-носителя, а после стыковки с «хребтом» корабля могут раздуться, предоставив обитателям большой жилой объём.
Получается, история сделала большой круг. Много лет назад само NASA занималось разработкой надувных космических модулей для орбитальных станций. Но потом эту линию агентство свернуло.
Но конструкторский задел не пропал: его в качестве отправной точки «прибрала к рукам» частная компания Bigelow Aerospace, известная нам по разработке орбитального отеля (конечно же, с надувными отсеками), к слову, также названного Nautilus.
Теперь специалисты NASA рассуждают, что модули от Bigelow способны послужить частями перспективного межпланетного корабля. Число таких отсеков в MMSEV может варьироваться в зависимости от продолжительности предполагаемой миссии.
Сборка и, при необходимости, перестройка корабля Nautilus-X должны вестись на околоземной орбите. Аналогичным образом аппарат сможет менять свою силовую установку — она должна быть выполнена в виде самостоятельного модуля.
Особое внимание на эскизах привлекает крупный тор в центре конструкции. Он должен вращаться, создавая искусственную силу тяжести.
Авторы проекта считают, что в пилотируемых полётах за пределы лунной орбиты без центрифуги трудно будет поддерживать здоровье экипажа на должном уровне. (Попутно добавим, для защиты от космической радиации в длинных вояжах экипаж использовал бы баки с водородом и водой.)
Центрифугу-тор предварительно можно испытать на МКС, — полагают авторы проекта. Её постройка оценена в $84-143 миллиона, а срок – в три с лишним года.
Кстати, сам «Наутилус» мог бы позднее тоже состыковываться с международной станцией. Например, для обслуживания и переоборудования перед отправкой к очередной планете.
Для доставки экипажей с Земли на MMSEV и обратно авторы концепции предлагают использовать насовский корабль Orion.
Ту же задачу сможет выполнить одна из частных капсул, интенсивно развиваемых в настоящее время, — уверяют исследователи. Вспомним уже летавший на орбиту и благополучно вернувшийся корабль Dragon.
Никаких обещаний по данному проекту NASA не даёт. Это лишь предположение, каков мог бы быть новый шаг американцев в космосе. Важно, однако, что благодаря накопленному за последние полтора десятка лет опыту постройки МКС, столь внушительный колосс, как «межпланетник» Nautilus-X, может быть спроектирован и создан в три раза быстрее, чем международная станция. И обойдётся он примерно в сорок раз дешевле.
«Ориентировочная стоимость и время реализации проекта — $3,7 миллиарда и 64 месяца», — информирует HobbySpace.
audiobooki.ru/img/1/belanin_letkorabl.jpg
gamesefir.ru/uploads/posts/2009-11/1257164385_1256996466_29101816titanf.jpg
Жаль что это случится не на нашем веку.
Не прав.
Данные надувные блоки прочнее классических — там толщина стенок планируется порядка 30 сантиметров (см ссылку про «Бигелоу») — притом много-много слоёв полимеров и всяких высокомодульных тканей. У обычных космических кораблей с их несколькими миллиметрами алюминия и противомикрометеоритными одеялами снаружи — защита хуже.
А по-моему скромному мнению, две ключевые разработки для межпланетных экспедиций уже поднимались на просторах Мембраны. Вот здесь, например: membrana.ru/particle/3200 .Да даже использование на последней ступени ядерного двигателя небезопасно. Но ставить их на межпланетные корабли — сам бог велел.
И вторая технология еще в начале пути, но у неё может быть больше будущее: membrana.ru/particle/3298
У кого какие мысли по этому поводу, господа?
Магнитный щит, конечно, интересен, но мне было бы спокойнее с традиционной защитой из нескольких слоёв разных материалов, пусть ценой «лишней» массы корабля.
А вот схема, когда в теплообменник подается рабочее вещество это реалии сегодняшних дней. И с охлаждением в такой схеме нет проблем.
Хотя, безусловно, за ионниками будущее с их экономичностью. Вот здесь вообще ребята достигли потрясающей экономичности: www.membrana.ru/particle/9566
Хотя могут, конечно, достать запыленные чертежи и разработать яд.движок для полета на Марс. Ради задела на будущее.
Вопрос когда все это будет. Полет на Марс. Постоянная база на Луне. Идеи витают в воздухе, но никто не может потянуть финансово. Даже Америка.
Правда если посмотреть на расход таким плазменным движком электричества, вы поймёте, что солнечных батарей не напасёшься — так что, видимо, придеться всё таки думать о ядерной мини-электростанции. Причём «настоящей», не с изотопным генератором.
Великолепное решение. Экономичность выше чем я яд.движков. Удельная масса — меньше. Исключена один из очень проблемных вопросов яд.движков с перегревом камер и сопла. Тут рабочее тело не касается стенок.
Но аппетиты движка впечатляют. 4 месяца полета до марса на 12 МВт, думаю не так и страшно. Не хим.движках минимально вроде можно долететь за 6 месяцев.
Но вопрос охлаждения яд.реактора не дает мне покоя. Те радиоизотопные, что питают спутники сейчас не способны выдать такие мощности.
Из существующих современных разработок есть вроде эта: www.membrana.ru/particle/3339 . Если я правильно понимаю при КПД 32% и мощности 12 МВт нам надо рассеять 37,5МВт тепла. Хотя я где-то читал, что передовые яд.реакторы на Земле в паре турбина-компрессор выдают около 50% КПД. Даже если так по системе охлаждения, предложенной для лунной АЭС, на рассеивание 12МВт понадобится под 10000 м2 таких панелей. А при КПД 32% — 30000м2. Не колоссально, но учитывая, что вся эта площадь испещрена трубками с водой. Это вызывает у меня такое же волнение, как у Вас магнитная защита. Из-за микрометеоритов.
Может, все-таки, сначала слетать на солнечных батареях. Вроде как СССР в 60х годах, разрабатывая полет на Марс хотел применить связку яд.реакторы+ электродвижки, но потом отказались в пользу солнечных батарей в виду их развития. Сейчас-то они развились еще больше. Хотя на солнечных батареях далеко от Солнца не улетишь, но для задела межпланетных перелетов сгодится я думаю.
Или я опять что-то упускаю?)