Немцы пересекли Австралию на электромобиле с кайтом

Героям этого материала удалось пересечь материк за две с половиной недели, не израсходовав ни грамма горючего. Подобные вояжи совершались и раньше, но никогда – на аппарате с таким занимательным приводом (фото Wind Explorer).

Пять тысяч километров вдоль южного побережья Зелёного континента преодолели двое германских энтузиастов на электромобиле, движимом почти исключительно энергией ветра. Для такого рода транспортных средств они установили три рекорда. При этом из розетки они потратили электроэнергии всего на 10 евро.

Необычный аппарат Wind Explorer привезли в Австралию инженер Штефан Зиммерер (Stefan Simmerer) и телеведущий Дирк Гион (Dirk Gion). На электромобиле напарники совершили путешествие из Олбани (Albany) в Сидней за 18 дней.

Официально экспедиция стартовала 26 января 2011 года (за несколько дней перед этим 500 километров по австралийским шоссе было пройдено «вне зачёта», в виде теста), а воображаемую финишную черту команда пересекла 12 февраля.

Первая изюминка проекта: электричество для тягового аккумулятора вырабатывалось на стоянках при помощи раскладной ветровой турбины, причём, крупнейшей в своём роде – раньше такой агрегат никто в автомобильных путешествиях с собой не возил. Диаметр ротора составил 2,7 метра.

Лишь часть пути (по погодным условиям) автомобиль заряжали от сети. Также на «внешнем» электричестве аппарат работал в самом начале маршрута, когда команда лишь испытывала машину и подстраивала управляющую электронику для достижения наилучшего взаимодействия всех электрических компонентов (фотографии Wind Explorer).

В движении все части разобранного ветрогенератора оставались сложенными внутри самого электромобиля. Так что немецкую колесницу, по идее, можно назвать самостоятельной, в сопровождении не нуждающейся.

Ранее Гион и Зиммерер (на верхнем снимке слева и справа) уже совершали большие вояжи, требовавшие изобретательности и выносливости. Так что в экстремальных путешествиях они не новички (фотографии Wind Explorer).

Ветряк поднимали на сборной шестиметровой бамбуковой мачте. Весь монтаж занимал 30 минут. При этом крепление было рассчитано на песок, камень, грунт и гравий. Максимальная мощность этой ветровой установки равна одному киловатту (фотографии Wind Explorer).

Вторая смелая придумка — кайт. При благоприятных условиях пилоты «Эксплорера» выпускали в небо гибкое крыло, которое тянуло машину вперёд. Таким способом Штефану и Дирку удавалось разгоняться до приличной скорости, экономя энергию в батареях.

Управлять кайтом из машины при сильном ветре было непросто. Более того, пару раз на скорости под 60 км/ч друзья пропускали малозаметные на фоне неба телеграфные провода, натянутые поперёк дороги. Стропы запутывались и повреждались, приходилось делать остановку и всё исправлять (фотографии Wind Explorer).

"Когда деревья приближались на опасное расстояние к дороге, — рассказывают путешественники, — кайт приходилось подтягивать почти к самой машине и двигаться на электромоторе".

Но как только открывался оперативный простор — летающее крыло выпускали на много метров вверх. При этом друзья внимательно следили за направлением ветра — кайт нельзя было оставлять на встречной полосе.

Двух смельчаков сопровождала команда, помогавшая в обслуживании и ремонте ветрового электрокара, а также снимавшая фото и видео. Соратники Дирка и Штефана передвигались в фургончике и даже спали в нём. В том же авто был запас воды и еды.

Во многих промежуточных пунктах любопытные местные жители не давали команде как следует выспаться (фотографии Wind Explorer).

И раньше изобретатели и спортсмены показывали, что кайт вполне может тянуть крупный аппарат на колёсах, но никто ещё не совершал с такой экзотической силовой установкой столь дальнего путешествия.

В 2006 году компания BMW, специально для команды Гиона, конвертировала болид «Формулы 1» в ветровой автомобиль, удалив двигатель и трансмиссию и прицепив вместо них кайт. Этот странный аппарат развил на полосе аэродрома почти 80 километров в час (фото Wind Explorer).

На 4800-километровом маршруте через Австралию немцы отметились тремя достижениями: первый раз был преодолён континент на аппарате, приводимым в движение ветром, при этом Wind Explorer пробежал самый большой путь для ветрового наземного транспортного средства.

И ещё Зиммерер с напарником установили рекорд пробега для такого типа транспорта за 16 часов — 493,5 километра. (Вообще-то на сайте проекта написано «за 36 часов», но в дневнике путешествия ясно видно, что речь идёт о броске, совершённом 31 января и продолжавшемся с 5:30 утра до 21 часа.)

Аппарат Wind Explorer построен из сэндвич-панелей, состоящих из углеволокна и полимерной пены. На задней оси установлен электромотор мощностью 1,9 киловатта. Использованы шины с низким сопротивлением качению. «Максималка» автомобиля – 80 км/ч (фотографии Wind Explorer).

Идея экологичного вояжа через Австралию пришла в голову друзьям летом минувшего года. Вскоре они нашли промышленного партнёра в лице германской компании Evonik. Она предоставила команде Зиммерера и Гиона композитные материалы для сверхлёгкого кузова автомобиля, а также литиево-ионные батареи. Evonik выступила и основным спонсором проекта.

И ещё несколько подробностей про машину. Этот электромобиль весит всего 200 килограммов. Его батареи обладают ёмкостью в 8 киловатт-часов и способны обеспечить аппарату предельный запас хода в 400 километров.

Из упомянутых 200 килограммов суммарного веса «повозки» на ветряк приходится 20 кг, на аккумуляторы — 90, а оставшиеся 90 кг — собственно на конструкцию электрокара.

В пути друзья на опыте убедились, что выработка энергии ветровой турбиной за одну ночь может отличаться во много раз. И дело не только в изменчивой скорости ветра. В некоторых случаях на месте выбранной ночной стоянки оказывались высокие деревья, мешавшие потоку раскручивать лопасти (фотографии Wind Explorer).

В целом, за весь путь от Олбани до Сиднея, на энергии из электрической сети аппарат Wind Explorer проехал 2100 километров, на электричестве от раскладного ветряка — 2280 км, и 420 км он «пролетел» на кайте.

При стоимости электроэнергии в 0,24 евро за кВт-ч вытянутые из розетки киловатты обошлись путешественникам в упомянутые 10 евро. Дешевле можно было пересечь Австралию только на велосипеде или солнцемобиле (если не считать затраты на постройку такого аппарата).

Отмечая экономичность «Эксплорера» (в электрическом режиме на 100 км пути он тратил всего 2 киловатт-часа), немцы указывают, что стиральная машина с загрузкой 5 килограммов на стандартном режиме стирки (с последующей сушкой) сжигает 4 кВт-ч. Это эквивалентно 200 километрам пробега ветрового автомобиля (фотографии Wind Explorer).

Каждый день команда преодолевала от 200 до 490 километров с хвостиком. Собственно тот самый рекордный показатель в 493,5 километра за один дневной переход был достигнут благодаря кайту, использованному на львиной доле этой дистанции. Помогла и погода. С ветром силой в 5 баллов по Бофорту (и с порывами до 6) «исследователь» развивал под летящим парусом 70 километров в час.

Так километры проглатывались за километрами. И если бы не несколько случившихся подряд взрывов шин, вынуждавших делать привалы на замену колёс, средняя скорость в тот день была бы ещё выше.

Немецкие путешественники считают свой пробег рекламой инноваций, способных сделать машины экономичнее, а значит, более дружественными природе (фото Wind Explorer).

Двухместная скорлупка Wind Explorer бесконечно далека от практического применения. Но те же сэндвич-панели от Evonik уже используются в авиации и постепенно проникают в автомобильную индустрию.

А оригинальные литиевые ячейки с керамическим сепаратором (опять же от Evonik), использованные в ветровом рекордсмене, служат и в электрической версии "Смарта", серийное производство которой намечено на 2012 год.



Европейцы впервые показали повзводное движение автомобилей

19 января 2011

Солнечное авто обновило официальный рекорд скорости

17 января 2011

Датчане сделали для водителей доскональный индикатор сна

14 января 2011

Британцы установили рекорд пересечения Антарктики

10 декабря 2010

Автомобиль-робот Audi покорил вершину Пайкс-Пик

22 ноября 2010
  • Егор Париёв  18 февраля, 23:11
    Интересно. Но это ведь не ново. Всё теже принципы. Ветрогенератор, тяга ветра. Каждый раз раскладывать и складывать ветрогенератор, а если учитывать необходимое место для растяжек. Электромобилям не хватает радикального, конструктивного решения на мой взгляд. Что бы они могли составить конкуренцию, вообще всем имеющимся видам, наземного транспорта. Эксплуотация допустим этого электро-мобиля на мой взгляд, неудобно. Расклыдывай и скаладывай этот ветрогенератор. И дело не в том часто там или не часто, а дело в самих растяжках. На мой взгляд это не практично. Вообще для меня, электро-мобили не дают той возможности эксплуотации, как допустим с бензиновым двигателем. Вот как вопрос с обогревом. Вот в более таких северных регионах, областях всего земного шара.
    ОтветитьНравится
  • Александр Стрелец  20 февраля, 12:05
    Не ново, те же принципы!? Много ли машин известно способных преодолеть большие расстояния по обычным трассам на энергии ветра!?
    В этом опыте показан пример того, что ветра не только хватает на путешествия, но и то что уже сейчас можно использовать на практике. Конечно неудобно, конечно бензины , дизели удобней и дешевле(аккумуляторы дороже бензина выходят). Но не всё же сразу.
    ОтветитьНравится
  • Максим Подболячный  22 февраля, 17:20
    С кайтом хорошо по просторам Австралии кататься (и то — подлые столбы подкрадывались), а предстаьте-ка пробку в современном мегаполисе из «кайтомобилей»? :)))Да и такие «скорлупки» нереальны на реальных дорогах (на наших реальных дорогах-направлениях, где не надо каждую ямку красным флажком отмечать, потому что на въезде в страну красный флаг стоит ©). Так что это все реклама, не более.
    Ждем реальных электромобилей. В европе году эдак в 2015-17. У нас (постсовок) пожалуй не раньше 2025-го.. (На начало продаж електро-мицу в России не кивайте — это тоже реклама, а не реальное распрстранение электрокаров).
    вообще — в первую очередь нужны ряд инноваций в акумуляторах: увеличение емкости, уменьшение стоимости и веса, расширение температурного режима эксплуатации, уменьшение скорости зарядки. Качественный рывок даже по одному из этих направлений способен сделать э-мобиль реальностью. Сначала на западе, попозжее и у нас. У нас, как всегда А) пока инфраструктура разовьётся; Б) культуру в массы — или отучите людей любить большие и жадные джипы...
    ОтветитьНравится
  • Александр Стрелец  23 февраля, 17:04
    Ну в стране помеченной красным флажком не мудрено, что есть много желающих ездить на джипах ))
    А на счёт электромобилей, главный вопрос это цена. И только она мешает их распространению. Батареи весом 400- 500 кг машину утяжеляют, но это не критично. Запас хода 150 км для очень большого количества людей достаточен. Низкие температуры (-30С) и быстрый заряд (15мин) хорошо выдерживает литий железо фосфатный аккумулятор.
    Только кто захочет на них ездить, если на бензине дешевле.
    ОтветитьНравится
  • Максим Подболячный  23 февраля, 17:34
    Ну так и я ж об чем... Качественный рывокпо любому из приведеных выше параметров в принципе в состоянии компенсировать недостатки по прочих.
    Супердешевый акумулятор сделает терпимыми и сравнительно небольшой запас хода и долгую зарядку (есть же в конце-концов вполне рабочий вариант быстрой замены), радикальное увеличение емкости или уменшение массы и габаритов позволит скомпенсировать высокую стоимость (если за счет увеличения емкости или минимизации акумуляторов при существующих емкостях настолько, что их можно будет напихать реально много, запас хода саставит скажем тысячи два километров?). Скорость перезарядки, пожалуй, наименее критична (хотя было бы неплохо довести до, скажем 95% минут за пять) — альтернатива быстрая замена и доманший ночной заряд (для хозяев гаражей, я как-то не представляю, как бы я шнур с пятого этажа во двор сбрасывал. И не знаю, кто бы им заряжался вместо меня и без моего ведома часов с двух ночи и до утра ;)). Температурный режим, пожалуй, задача чисто техническая — к примеру делать батарею многосекционной — отказ из-за холода всех секций одновременно — маловероятен, а хотя бы часть сохранивших рабочую емкость позволит доехать до станции и быстренько махнуть на заряженный (или зарядить, если скорость зарядки доработана)...
    по большому счету у немедленного масового внедрения э-мобилей у нас три реальных врага. Стоимость, увы. Развитие инфраструктуры. И менталитет.
    Стоимость понятно — и Вы об этом сказали, и я. Компенсировать дороговизну может только револючионный скачок по прочим параметрам (я знаю, что повторяюсь, просто хочу акцентировать на именно порядковом улучшении — малозначительные улучшения погоды не сделают).
    Инфраструктура. Представим на секундочку сколько времени займет, сколько будет стоить и как их заставить это сделать — дооборудовать большинство заправок для заряда/замены батарей? А при малом запасе хода — еще и достроить немало новых зарядных станций. А какие затрати потребуются облэнергам, горэнергам и прочим поставщикам электроэнергии для реорганизации коммуникаций — подходящих по пропускным способностям для массовой зарядки электромобилей? Интересно было бы попробовать это просчитать. Думаю, стоимость электроэнергии поднимится значительно, ведь все эти затраты будут заложены в тариф. Может выйти в результате, что массовый э-мобиль зарядить выйдет и не дешевле, чем современный бензиновый (поодиночный-то дешевле однозначно, при чем значительно — по существующим тарифам).
    Ну и ментальность. Дело-то далеко не в том, что иначе как на джипе у нас не проедешь. Я на своем ситикаре — ниссан ноте по работе и по полям ездил и по болотам. Справлялся как-то. И дороги во Львове — не бей лежачего... но ничего, можно обойтись и без джипа. Другое дело, что машина у нас мерило статуса и народ массово хочет «чтоб у меня была вот такая агромадная, и двигатель три литра, нет! — лучше пять!!!». А э-мобиль по сути своей ориентирован на компактность, экономность и экологичность. И вот это-то нам, в отличии от Европы, прийдется как-то насаживать в массах... Верите, я в райцентре Львовской области за день видел крутых тачек (всяких акур-инфинити-лексусов-ет сетера) больше, чем в Праге за пять дней (в Праге за эти пять дней видел два лексуса с украинскими номерами и один с чешскими, но но с россиянином за рулем).
    ОтветитьНравится
  • Александр Стрелец  25 февраля, 00:37
    Ого скока букав ))
    Ну опять же с джипов начну. Думаю в них всё таки ничего такого особо страшного нет. TOYOTA Rav 4 полностью электрическая 2002 году уже ездила, и её даже покупали. (120 — 150 км на одной зарядке)
    А вот что интересно, какая должна быть розетка при заряде за 5 минут. Например у Tesla Roadster которая 400 км может проехать на зарядке акум 56 кВт часов (моджет 57 или 55 если ошибся то немного), так вот допустим прогресс шагнул дальше и ставим акум 100 и более кВт/ч. Что бы его зарядить за 5 минут — зарядник будет нужен больше мегаватта )))
    Ну это конечно не проблема , если будет нужен — сделают. (не от домашней розетки конечно)
    На счёт удорожания электричества, я бы сильно не волновался. Вообще то по законам экономики, чем больше людей пользуются товаром, тем дешевле он становится. Конечно с бензином такой фокус не проходит, так как это не возобновляемый ресурс и вообщем то нефть на всей планете заканчивается, может мы ещё застанем тот момент когда запасы подойдут к концу. Но сейчас это выражается в трудности её добычи, каждый раз всё глубже, труднее и дороже к ней подобраться.
    Электричество по крайней мере в Украине, большая часть добывается ТЕЦ, уголь та же история что и нефть. Но, есть атомные электростанции, для них ресурсов хватит ещё не на одну тысячу лет, так что их электричество будет дорожать вместе со всеми продуктами , обычной инфляцией. Так же есть гидро, ветровые...
    Но самое главное, почему электроэнергия по моему мнению не может быть очень дорогой при дешёвых аккумуляторах. Это потому что её смогут добывать даже мелкие частники. Солнечные батарейки и ветряки дешевеют, нефть дорожает. Уже сейчас стоимость электричества из возобновляемх источников приблизилась вплотную к обычным, а если её можно будет не дорого запасать. В любом селе вдоль трассы засадил у себя на участке вместо яблонь — ветряки, а вместо картошки солнечные батарейки, поставил в сарае аккумуляторы, а на трассу вывел розетку со счётчиком. (ну и с документами повозился оформить данный бизнес)
    Вообщем в любом случае перейдём на элетромобили это только вопрос времени, так как нефть дорожает, электроэнергия если не будет дешеветь, то по крайней мере не будет расти в цене так быстро.
    P.S. сорри за оффтоп, но всётаки тема электромобиль просто с ветряком в багажние :)
    ОтветитьНравится