Построен крупный экран на основе квантовых точек

Дисплей обладает диагональю в четыре дюйма и разрешением 320 х 240 пикселей (фото Tae-Ho Kim, et al./Macmillan Publishers Limited).

Первый полноцветный дисплей, в котором изображение формируется светящимися квантовыми точками, создан исследователями из Южной Кореи и Великобритании.

За счёт электролюминесценции квантовые точки способны генерировать свет с высокой эффективностью, в узком диапазоне частот, к тому же их можно тонко настраивать, подбирая размер. Потому, потенциально, квантовые точки могут улучшить качество картинки на дисплеях с одновременным снижением энергопотребления.

Однако, коммерциализировать такую технологию непросто. Точки, как правило, пытаются нанести на подложку (будущий экран), используя технику, похожую на струйную печать. Это означает, что квантовые точки должны находиться в органическом растворителе, который загрязняет дисплей, снижает яркость цветов и эффективность устройства. При этом не просто обеспечить и микроскопический рисунок из точек разных типов, чтобы получились чередующиеся тройки базовых цветов (красный, зелёный и синий).

Схема процесса изготовления экрана на базе квантовых точек (иллюстрация Tae-Ho Kim, et al./Macmillan Publishers Limited, Nature Photonics).

Разработчики нового дисплея использовали нечто вроде чернильного штемпеля и потому обошлись без мешающих растворителей. Они изготовили рельефный шаблон из кремния, который сначала окунали в квантовые точки из селенида кадмия, отвечающие за один цвет, потом делали при помощи этой пластины оттиск на поверхности стекла.

Затем аналогичным образом рядом с полоской первого цвета появлялся отпечаток второго цвета и так далее. (Смотрите рисунок справа, детали можно найти в статье в Nature Photonics.)

«Общая идея выглядит простой, но у учёных ушло три года на то, чтобы добиться полного переноса квантовых точек с поверхности на поверхность», — сообщает Nature. Также после упорных экспериментов удалось обеспечить высокую однородность каждого оттиска, необходимую, для генерации хорошей картинки.

10-сантиметровый экран, построенный по новой технологии, оказался эффективнее традиционных. Так для красных пикселей максимальная яркость получилась на 50%, а энергетическая эффективность — на 70% выше, чем в обычных дисплеях.

Аналогичный рисунок из квантовых точек при помощи всё того же штампа команда нанесла на кусочек полимера, продемонстрировав возможность создания гибкого экрана с той же технологией. И тем же способом можно создавать осветительные приборы с точно настроенным спектром.

Напомним, как таковые дисплеи на квантовых точках появились ещё раньше. Но в прежних устройствах речь шла лишь об улучшении при помощи квантовых точек параметров фоновой светодиодной подсветки жидкокристаллической панели.

Японцы создали 200-дюймовый 3D-дисплей без очков