Крупнейшие суда перевезут товары экономичнее всех

Гигантские суда новой серии будут переправлять грузы из Китая в Испанию, Голландию и Германию (иллюстрация Maersk Group).

В ближайшие годы корейцы построят для датчан серию рекордных по размерам судов. Самые экономичные и грузоподъёмные контейнеровозы планеты помогут заказчику в бизнесе. А природе понравится снижение выбросов парниковых газов торговым флотом.

21 февраля 2011 года датская судоходная компания Maersk объявила о подписании контракта с корейской судостроительной фирмой DSME. Она должна построить новую модель гигантского транспортного судна — Triple-E.

С номинальной вместимостью в 18 тысяч единиц TEU (20-футовых контейнеров) новый класс судов должен превзойти нынешних титанов морей — "Эмму Мэрск" (Emma Mærsk) и её семь сестёр-близняшек из так называемой серии E (Maersk E Series). У тех предельная вместимость достигает 15500 TEU (номинальная — несколько меньше) и пока они являются самыми внушительными судами в мире, находящимися в эксплуатации.

Дедвейт судна типа Triple-E составит 165 тысяч тонн. Для представления о его размерах авторы проекта нарисовали внутри контейнеровоза сразу три стадиона – для хоккея, американского футбола и баскетбола (иллюстрации Maersk Group).

Новое мегасудно будет насчитывать 400 метров в длину, 59 м в ширину и 73 м в высоту, а его осадка составит 14,5 метра. «Если контейнеры, которые может вместить Triple-E, погрузить на поезд, то он получится 110 километров длиной, а если их поставить один на другой, то верхний окажется в 47 километрах от земли», — пишет Gizmag.

Интересно, что в сравнении с текущим рекордсменом — «Эммой Мэрск» — исполин Triple-E больше по длине и ширине всего на три метра. Это практически предел, допустимый для крупных портов. Значительную прибавку в количестве контейнеров удалось получить не за счёт прямолинейного роста габаритов, а благодаря перепланировке внутреннего пространства.

Капитанскую рубку и жилые помещения проектировщики нового контейнеровоза сдвинули на несколько секций вперёд, а двигатели – ближе к корме (схема «с двумя островами»). Так без потери обзорности удалось поместить больше контейнеров спереди и позади капитанского мостика. Кроме того, подводную часть корпуса в поперечном сечении решено сделать ближе к букве U, чем к V (иллюстрации Maersk Group).

Контракт с DSME предусматривает постройку десяти судов типа Triple-E с опционом ещё на 20. Каждый контейнеровоз обойдётся Maersk в $190 миллионов (иллюстрации Maersk Group).

Проект, однако, интересен не только простым ростом размеров. «Тройка Е» — это «экономия от масштаба», «энергоэффективность» и «экологически улучшенный» (Economy of scale, Energy efficiency, Environmentally improved). Датская компания сообщает, что выбросы CO2 на каждый перевезённый контейнер у судов Triple-E будут на 50% меньше, чем в среднем по отрасли и на 20% меньше, чем у «Эммы» — наиболее эффективного контейнеровоза мира в настоящее время.

С новым гигантским судном способен справиться экипаж всего в 13 человек. В нормальном режиме на борту будет находиться 19 моряков. А при необходимости «Тройка» может разместить у себя и 34 человека (иллюстрации Maersk Group).

Что до расхода топлива, то суда нового класса должны сжигать на 35% меньше горючего в расчёте на один контейнер, чем очень даже немаленькие контейнеровозы на 13100 TEU, которые поступят в судоходные компании-конкуренты в ближайшие годы.

(Подумать только, ещё летом 2006 года судно на 9,6 тысяч TEU слыло рекордсменом).

Восемь судов класса Maersk E (на снимках сверху вниз – Elly, Estelle и Edith) пока ещё являются самыми крупными контейнеровозами в мире, а также самыми длинными кораблями из тех, что в настоящее время бороздят океаны. От носа до кормы сёстры «Эммы Мэрск» насчитывают 397 метров. В ближайшем будущем обойти их по этому параметру смогут только новобранцы из класса Triple-E (фотографии Maersk Group).

Себестоимость транспортировки одного контейнера на линии Азия-Европа на борту «Тройки Е» окажется на 20-30% меньшей, чем на борту большинства современных судов, — оценивает судоходная компания.

За такую экономию, среди прочего, следует благодарить основные двигатели. Их у «Тройки» будет два. Причём они должны быть настроены на чуть меньшую частоту вращения вала, нежели раньше, а диаметр гребных винтов, наоборот — увеличен. Всё это сделано ради большего КПД.

«Используя один киловатт-час энергии на каждую тонну груза, „Тройка Е“ может проплыть 184 километра. В то же время большой транспортный самолёт, потратив то же количество энергии в расчёте на тонну, пролетит лишь 500 метров», – сравнивает компания Maersk эффективность разных видов транспорта. На рисунке показаны выбросы углекислого газа на тонну груза на километр (в граммах) у суперконтейнеровоза, поезда, автомобиля и самолёта (иллюстрация Maersk Group).

На благо сокращения расхода топлива гигантское судно решено сделать ещё и чуть менее быстрым, нежели прямые его предшественники («максималка» составит 22,5-23 узла против 25-25,5 у «Эммы Мэрск»). Наконец, на судне будет применена система использования бросового тепла выхлопных газов для генерации дополнительной энергии.

С 1996 года Maersk наращивает вместимость своих самых крупных судов и бьёт принадлежащие себе же рекорды. Превзойти новичков из серии «Тройка Е» в размерах сможет только плавающий завод Shell, но дата его постройки неясна (иллюстрации Maersk Group).

Первые десять колоссов Triple-E должны сойти со стапелей с 2013 по 2015 годы. Maersk надеется с их помощью получить свою долю прибыли от роста торговых перевозок между Азией и Европой, который прогнозируют экономисты.



Канадец изобрёл гусеничный мини-тягач для лыжников

28 января 2011

Европейцы впервые показали повзводное движение автомобилей

19 января 2011

Датчане сделали для водителей доскональный индикатор сна

14 января 2011

IBM спланировала мировые инновации на пять лет вперёд

29 декабря 2010

В Копенгагене появятся веломагистрали

30 ноября 2010
  • Александр Лалетин  22 февраля, 22:15
    А если еще воспользуются моим изобретением, то экономичность вообще будет уникальной. Суть изобретения в том что под плоское днище корабля-гиганта закачивается воздушный пузырь толщиной в метра три, четыре. Для его удержания борта судна уходят ниже днища на те самые 3-4 метра. Получается полное отсутствие трения днища об воду. Для большей устойчивости можно увеличит площадь этого пузыря, разделить его на камеры, это уже детали. Ход такого судна будет столь легким, что разогнав его на одном краю океана оно по инерции дойдет до его другого края. Тормозить можно нарушением отсутствия трения. В общем такой патент мог бы принести не малую выгоду государству, но по причине несовершенства патентной системы мне отказали в его оформлении, а теперь после публикации изобретения уже никто не в праве ни патентовать ни получать дивиденды, изобретение валяется на дороге, кто поднимет первым, тому и будет счастье.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  22 февраля, 22:31
    По инерции до дргого края? Или у вас такое изощрённое чувство юмора, или одно из двух.
    Вообще, трение о воду на таких небольших скоростях — далеко не решающее в общем сопротивлении. Покопайтесь в гидродинамике. Кроме того — ровно то, что вы предложили — изобретено ещё до «нашей эры». :-) (фактически — это скеговые свп, ну и просто суда с воздушной смазкой — корабелы тоже пробовали). Тут вопрос в целесообразности — на поддержание такого пузыря надо будет тратить зело большую энергию — воздух будет постоянно уходить. Скорее всего, выгода от сниженного трения окажется намного меньшей, чем затраты на работу самой установки.
    Вот если позарез нужно получить большую скорость — узлов под 40-50.... Тогда может оказаться интетесным такое решение. Но расход топлива будет большой. На него тогда внимания не обращают (коли главная задача — иная).
    ОтветитьНравится
  • Александр Лалетин  22 февраля, 22:47
    Куда будет уходить воздух через металлические стенки? Или у вас такое изощрённое чувство юмора?
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  23 февраля, 11:16
    Допустим трение днища о воду снизили. Лобовое сопротивление же осталось.
    Второе, такая конструкций поднимет центр масс судна на те же 2-3 метра, что отрицательно скажется на его мореходных качествах.
    Третье. Нагуглите картинки судов во время штормов и Вы увидите куда будет уходить воздух. В морях, океанах всегда есть волнение.
    Четвертое. Нельзя будет этот «воздушный пузырь» засчитывать в положительную плавучесть судна, так как при штормах, когда крены велеки, он практически весь будет утерян. Так что 2-3 метра стенок, которые его удерживают — это посути лишний вес металла, который надо тащить и дополнительное лобовое сопротивление.
    Полагаю, эти потери превысят экономию снижения трения о днище.
    ОтветитьНравится
  • Максим Подболячный  23 февраля, 11:23
    Думаю, ко всему прочему, трение днища о воду составляет проблему при глиссирующем типе движения судна (что к даному большегрузу явно не относится), при водоизмещающем же, как Вы правильно заметили, лобовое сопротивление играет роль на порядки выше.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  24 февраля, 11:44
    Это я еще забыл о волнообразовании. На это тратится тоже немало энергии. Сейчас корпуса современных яхт строятся так, чтобы корпус создавал минимальную волну. Когда первый раз увидел насколько длиннее «тормозной путь» у современной яхты заглушившей двигатель в сравнении со старым аналогом — был поражен. Я даже не сразу понял как это возможно, но мне яхтсмены объяснили.
    ОтветитьНравится
  • Максим Подболячный  23 февраля, 00:14
    Абсорбироваться и адсорбироваться. С воду и в металл. Тем более под давлением такой туши: «Согласно закону Генри растворимость газа в жидкости пропорциональна давлению, под которым газ находится»
    Или у Генри такое изощренное чуство юмора...
    ОтветитьНравится
  • Моше Кривицкий  23 февраля, 09:58
    Это всё понятно.Не понятно почему не захотели поставить парус «Воздушный змей»
    korabley.net/news/samyj_bolshoj_ryboloveckij_trauler_maartje_theadora_budet_osnashhen_parusom_v_vide_vozdushnogo_zmeja/2009-10-09-381
    сэкономили бы ещё кучу горючки.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Писарев  23 февраля, 10:52
    Самое маленькое сопротивление в воде у кожи дельфинов,но пока ведутся только эксперименты на судах.
    www.sivatherium.narod.ru/library/Tomilin/gl_07.htm
    ОтветитьНравится
  • Юрий Новиков  23 февраля, 16:14
    ведь не может быть чтоб этот вопрос не рассматривался. Думаю ответ был отрицательным — потому что в бизнесе есть лозунг «давай давай — время деньги» На скайт парусную тягу попросили еще пару лет НИОКРА и значительную доработку конструкции — парусник он как избушка вокруг печки, весь же закручен вокруг мачты. Если даже представить что новые материалы и ЭВМ дали парусам десятикратную эффективность по сравнению с парусами девятнадцатого века — представляете скока сопроматных задач решить и скока ноу хау на практике доработать надо чтоб значительно снизить расход горючки. А укладывать этот парус куды? Хранить, сушить запускать. А они вон за каждый кубометр пространства борются.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  24 февраля, 11:36
    И по акулам ведутся эксперименты. Их результаты используют в костюмах проф.пловцов.
    А еще выпускают уже изделие из винила с покрытием как у шарика для гольфа, которое наклеивается на машины в определенных местах, что вроде как снижает потребление топлива на пару процентов на скоростях за 100.
    ОтветитьНравится
  • Александр Лалетин  23 февраля, 11:42
    Думать допустимо все что только угодно, а вот реальный эффект можно получить только экспериментально, так что думайте себе на здоровье что угодно, можно даже подумать что воздух под днищем вообще может уничтожить само судно и даже все человечество. Через некоторое время, когда увидите такие суда иностранного производства, может поймете как надо было думать.
    ОтветитьНравится
  • Максим Подболячный  23 февраля, 11:46
    Изобретаете заново судно на воздушной подушке? :) Еще и злитесь при этом. :)
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  24 февраля, 12:01
    Александр, если Вы уверены в своей правоте — проведите натурные испытания. Все что нужно: продумать опыт и сделать чертежи судна. Я думаю, не проблема будет найти любителя по сбору моделей судов, чтоб он Вам помог.
    На самом деле, я бы сделал так. Нам же нужно доказать только принципиальное преимущество на практике. Так что можно за пару вечеров изготовить из пенопласта/жести/дерева 2а судна, проклеив герметиком швы. Строго прямоугольной формы. Одно — с классическим плоским дном, второе — с «воздушным пузырем».Главное, чтобы они были одинакового размера и массы. Для чистоты эксперимента, движетель я бы поставил воздушный винт. Питание от батареек. Проверяем работоспособность дома в тазике. Дальше, я бы договорился с любым бассейном, пришел, когда там нет людей и запустил бы модели параллельно на 25 метров. Такой вот драгрейсинг. Если Ваша модель приходит первой хоть на сколько-то — это уже косвенное доказательство вашей теории. И можно усложнять эксперимент или переходить к другим.
    Здесь вижу только одну сложность — чтоб экспериментальные суда проплыли эту дистанцию по прямой. Придется повозиться с центровкой и установить киль побольше.
    ОтветитьНравится
  • Александр Лалетин  24 февраля, 14:31
    Как можно писать комментарии к теме в которой вы просто ни ухо ни рыло?! Воздушная подушка создается постоянным нагнетанием воздуха который свободно уходит в стороны, у меня речь идет о воздушном пузыре который нагнетается один раз перед началом плавания и потом требует восполнения может через неделю или через месяц. Если для вас это что в лоб что по лбу то пишите стихи, участвуйте в литературных викторинах, но не лезьте в технику.
    ОтветитьНравится
  • Максим Подболячный  24 февраля, 15:45
    Саша, не хами. :)
    Очень жаль, что Вы, Александр, в даной теме именно что «ухом и рылом». Мозгом было бы эффективнее. Если для Вас глиссирующий и водоизмещающий режимы движения судна — это так, «думать допустимо все что угодно», то стихами уместнее заняться именно Вам.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Самченко  23 февраля, 15:31
    Самое весёлое будет, когда перегретый имеерский коммунистический Китай таки самовзорвётся, инициированный Тибетами-Сицьзянами-Тайбэями. Что тогда эти Маерски будут возить?
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  24 февраля, 12:20
    Тоже подумал об этом при прочтении статьи) Будут стоять как египетские пирамиды или переоборудуют под что-то. Поставят на якорь и будут использовать как хранилища, как самый большой танкер в мире.
    Но это, конечно, все скучные идеи. Намного больше красок в картине из фильма «Водный мир». Приключится всемирный потоп и люди живут на кораблях. Раньше большие поселения назывались «мегаполисы», а теперь — «маерски» :)
    ОтветитьНравится
  • Максим Подболячный  24 февраля, 12:44
    Контейнеровоз вряд ли удастся переделать в танкер.... Скорее уж в плавучий завод.
    А что, товары, по Вашему, в таких количествах только из Китая возят? Есть же еще всякие кореи-тайланды и прочие азиатские тигры.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  24 февраля, 14:39
    80% всей мировой промышленности сейчас в Китае. С Китаем очень плотно работали и работаем. Вряд ли Вам удастся придумать что-то чего я не смогу привезти из Китая. Но если такое есть — дайте мне оригинал и месяца 3-4. Я Вам привезу точную копию дешевле)
    В Германии есть поговорка:"если ты не успел перевезти свое производство в Китай — ты банкрот". Вы в курсе, что мощности завода Порш в этом году перевезены в Китай?)
    ОтветитьНравится
  • Максим Подболячный  24 февраля, 15:43
    Но если Китай сойдет с позиций, то свято место пусто не будет. И скорее всего его место гиперпроизводителя займут именно другие азиатские страні. Те же Индия, Кореи, Таиланд... Маршрут супер-пупер-контейнеровоза не сильно изменится...
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  24 февраля, 16:13
    На 100% согласен. Инициативу Китая подхватит Индия или Конго. Корея и Таиланд слишком маленькие.
    Правда есть еще один вариант развития событий, который не раз озвучивали экономисты. Если очередной кризис приведет к развалу глобальной экономики и мир поделится на несколько экономических зон. Морские сообщения не потеряют актуальность, но такие большие суда будут не у дел, так как государства будут стимулировать внутренние рынки заградительными пошлинами.
    А так как Китай — Мекка глобализированого рынка, то есть подозрение, что он только в таком случае сойдет с позиций.
    ОтветитьНравится
  • Максим Подболячный  24 февраля, 16:20
    Одна корея плюс вторая корея плюс тайланд плюс сингапур плюс гонконг плюс тайвань... Я ж не говорю, что у кого-то из них хватит пороху лично занять место Китая (любопытная метафора в контексте применения к первооткрывателю пороха ;)). Однако «гуртом и батьку легче быты»...
    А уж в случае развала глобальной экономику, полагаю, и у Вас и у меня появятся проблемы посерьезнее обсуждения судьбы плоскодонок-переростков. ;)
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  24 февраля, 16:45
    Северная Корея скорее минус чем плюс. Гонконг — это район Китая. Сингапур — это один город, хоть и государство. А так Таиланд, Южная Корея и Малайзия давно пашут во благо человечества. )
    Случай развала — не дай боже. Но может пригодится информация где эти плоскодонки будут догнивать свою старость. Будем с Вами пилить потихоньку и носить на чермет :)
    ОтветитьНравится
  • Евгений Самченко  24 февраля, 14:51
    А FAB42 ставят в Аризоне
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  24 февраля, 16:24
    А завод предыдущего поколения у Интела стоит в Израиле. Это передовые заводы, где роботизировано все что можно роботизировать на сегодняшний день. Соответственно там 1 работник на 1га завода и тот, высококвалифицированный программист или инженер. А видели бы Вы заводы Great Wall в Китае, где собираются ноутбуки, блоки питания, материнки, как собственного производства, так и других брендов, в том числе и именитых. Где конвейер — это стол длиной, наверно метров 100 и плечом к плечу китайцы сидят. И пашут не хуже роботов. 50-60 центов в день. А за каждый выход в туалет — минус 7 юаней. А рабочий день 12 часов. Вот)
    ОтветитьНравится
  • Максим Подболячный  24 февраля, 16:27
    Жуть. А я еще, дурак, своей работой недоволен...
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  24 февраля, 17:02
    Мы как-то сильно отклонились от сабжа.
    Меня вот всегда интересовало, почему существуют кладбища кораблей, самолетов. Неужели их не рентабельно распилить/разобрать и пустить на переплавку. До сих пор не пойму.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Зухарь  25 февраля, 08:53
    Это лучше чам мистрали закупать! Воздух под днищем возможен только в виде пузырей и то при определенной форме днища. Пузыри от отработанных газов это вред экологии + новые проблемы с герметичностью.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  25 февраля, 23:13
    Ребят, да вам медаль дадут, если вы придумаете дешевое покрытие на подводную часть коробля, чтоб на нем не росли разные ракушки и пр. Вот это заметно снизит расходы на топливо и чистку днища.
    ОтветитьНравится
  • Александр Лалетин  27 февраля, 01:19
    Так опять же воздушный пузырь и не позволит никаким ракушкам поселиться на днище. По поводу ваших предложений о постановке экспериментов, так наверное каждый должен заниматься своим делом. Я дал идею, пользуйтесь наздоровье. Или вы хотите что бы все я сделал и потом еще кочегаром на этом пароходе послужил. А мне еще извините и деньги где-то надо зарабатывать, за изобретения-то никто и копейки не дает.
    ОтветитьНравится
  • Василий Коробов  22 марта, 16:09
    Год 2015 из корейской верфи с идеально математически ровной поверхностью воды выходит сверхновое судно с воздушным пузырем Александра Лалетина.... Впереди открытое море и первая волна, соответствующая шторму в 3 балла высота волны 5 метров, она идет от носа к корме перпендикулярно курсу судна, огромная инерция поглощает почти всю энергию волны, но за гребнем идет подошва, а гребень уже начинает давить судно за мидельшпангоутом ближе к корме (даже если это гребень не первой волны, а пятой или шестой) нос контейнеровоза проваливается на три метра ниже мидельшпангоута а корма поднимается выше... перепад высот 6 метров, и это не одно мгновение, в этом положении судно будет находиться не менее 5 секунд. Пузырь со вздохом, хрипом и громоподобным бульканьем выходит из под кормовой ограды, носовая часть продолжает уходить под волну лишившись плавучести, словно получило огромную пробоину, сами умножьте размерности судна (400*59*3=71000 тонн) за пять секунд судно наберет 71000 тонн воды! или взять больше подводного борта? А оставшийся пузырь в ещё 10000 тонн не успев в идеальных морских условиях дойти до носовой части прижимается к одному из бортов и создаёт эффект незакреплённого груза с неудержимым вращающим моментом вокруг киля. Впрочем, нос второй раз не всплывет.
    Можно добавить много-много продольных и поперечных переборок, и в каждой из полученных ячеек закачивать компрессором воздух на глубину метров десять за сэкономленное на трении топливо, и если допустить, что поперечные переборки не будут повышать сопротивление среде во время движения, то вроде как всё работает, только уж лучше бы внизу была обшивка хотя бы для жесткости...
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  27 февраля, 19:28
    Это да. У самого есть пару экспериментов, которые хочу провести уже очень давно. Но всегда находятся более приоритетные рабочие или семейные дела.
    ОтветитьНравится