Ходячий кактус рассказал об истории панциря

Палеонтологи не нашли никаких признаков глаз и челюстей и предположили, что Diania cactiformis питалось планктоном или органическими останками, которые находило на дне морском. Возможно, передние лапы помогали существу хватать пищу (иллюстрация Jianni Liu).

Окаменелость, найденная в Китае, почти сразу обрела звучное имя «ходячий кактус». Останки принадлежат существу, которое, по мнению учёных, обладало зачатками хитинового скелета всех современных членистоногих: насекомых, паукообразных, ракообразных и прочих.

Животное обнаружила на юго-западе Поднебесной группа палеонтологов Северо-западного университета Сианя (Northwest University in Xi’an).

6-сантиметровое существо обитало на планете порядка 520 миллионов лет назад. Отчасти оно напоминает лопастеногих (Lobopodia). Эти животные похожи на «червей с ногами» и считаются предками членистоногих. Но у D. cactiformis также имеется отличительная особенность – десять пар ног из 16 сочленений, покрытых «бронёй» с щипами и заканчивающихся двумя «когтями».

Судя по этой находке, именно ноги будущих членистоногих первыми заполучили твёрдое покрытие. Однако, чтобы утверждать это наверняка, палеонтологам необходимо найти и другие звенья эволюционной цепочки (животных с «панцирем» на голове или пластинами, защищающими части туловища).

Статья авторов находки опубликована в журнале Nature.

Китайцы нашли довольно много останков представителей рода Diania, но хорошо сохранились лишь три из них (фото Nature).

Открыт зауропод с громовыми ногами