Впервые найдены две планеты на одной орбите

Пара планет, разделяющих общую орбиту, была детально изучена при помощи космического телескопа Kepler (иллюстрация NASA/Ames/JPL-Caltech).

В системе KOI-730 две из четырёх планет обращаются вокруг своего солнца по одной орбите. Исследователи считают, что аналогичная ситуация могла сложиться и в нашей системе на заре её существования.

Планетолог Джек Лиссауер (Jack Lissauer) из исследовательского центра Эймса и его коллеги из ряда других учреждений высчитали, что пара планет обегает вокруг своей звезды (солнечного типа) за 9,8 дня. Вдоль общей орбиты эти два мира постоянно разделяют 60 градусов дистанции.

New Scientist информирует: «Это возможно благодаря гравитационным „сладким пятнам“ — точкам Лагранжа». В нашей системе в этих точках скапливаются разве что сравнительно мелкие тела (троянские астероиды), а вот в системе KOI-730 в таких позициях образовались две планеты.

В ночном небе они видны друг другу как яркие светила, никогда не угасающие и не разгорающиеся. Подробности этого открытия, вместе с анализом целого ряда планетных систем, найденных «Кеплером», авторы работы расписали в статье, подготовленной для Astrophysical Journal.

Учёные отмечают, что данная удивительная находка служит подкреплением ударной теории образования Луны, согласно которой вскоре после формирования Солнечной системы планета Тейя (размером с Марс) врезалась в Землю, а осколки от взрыва собрались в Луну.

По расчётам планетологов, до удара Тейя должна была обитать как раз в точке Лагранжа, расположенной на орбите Земли. Если открытие пары коорбитальных экзопланет подтвердится, оно послужит весомым аргументом в пользу гипотезы о Тейе.

Что до системы KOI-730, то её два соседствующих между собой мира в теории могли бы разбалансироваться и столкнуться. Но по расчётам их движение останется стабильным по меньшей мере ещё 2,2 миллиона лет.

Найдена самая компактная планетная система

3 февраля 2011

Измерена температура самой горячей планеты

18 января 2011

Открыта самая маленькая экзопланета

11 января 2011

NASA объяснило присутствие золота и платины на Земле

10 декабря 2010

Отснята четвёртая планета чужого солнца

9 декабря 2010
  • Егор Париёв  26 февраля, 20:22
    Интересно. А еслиб у них была бы дистанция в 180 градусов. Можно ли было бы наблюдать одну планету, находясь на другой?
  • Кирилл Размыслович  28 февраля, 10:49
    Нет, ибо звезда бы закрывала ее от наблюдателя на другой планете.
  • Максим Подболячный  28 февраля, 12:39
    Нет, ибо другой планеты там быть не может. По крайней мере, сопоставимой по размерам с первой и длительное время.
  • Егор Париёв  28 февраля, 12:04
    Вот. Может и в нашей солнечной системе, есть такое? Телескопы на другие планеты не отправлялись.
  • Максим Подболячный  28 февраля, 12:37
    Почитайте про точки Лагранжа. Два тела на одной орбите могут располагаться весьма и весьма ограниченными способами. Самым близким способом «расположения двух планет на одной орбите» является собственно, разположение второй планеты (при чем масса ее должна быть в 25 раз меньше массы первой, более массивная уже стабильно «не удержится») в четвертой и пятой точках Лагранжа (те самые, 60 градусов). Тела же в коллинеарных точках (к каковым относится и отстоящая на 180 градусов) находятся в неустойчивом равновесии. Т.е., малейшее постороннее влияние приведет к тому, что тело покинет эту точку и в нее уже не вернется. Ну как, может «напротив Солнца» находиться Земля-близнец или нет?
  • Максим Подболячный  28 февраля, 12:38
    Кстати, есть телескопы в точках Лагранжа Земной орбиты. (правда, в Л1 и Л2 только)
  • Антон Агейкин  6 марта, 11:31
    Близнецы STEREO?
  • Владимир Королёв  28 февраля, 12:11
    Если бы у нас было такое, то это заметили бы давно.
  • Александр Вихров  9 апреля, 18:18
    Что значит на одной орбите? Расстояние до Луны — 400 тыс км — это одна орбита?
    Размеры Земли в космических масштабах настолько малы, что шансы столкновения с другой планетой, сформировавшегося из того же пылевого кольца совершенно мизерны.
  • Леонид Попов  9 апреля, 18:28
    Луна вращается вокруг Земли, и только уже вместе с ней — вокруг Солнца. Две планеты на одной орбите — это буквально две планеты на одной орбите, а не планета и спутник, по-моему, всё предельно ясно.

Про шансы столкновения. Размеры объектов тут ни при чём. Дело во взаимном гравитационном влиянии и стабильности орбит. Кстати, на заре сущестования Солнечной системы столкновения новорождённых планет были делом обычным.