У черепах обнаружили встроенный компас

Теории о том, что черепахи, как только что вылупившиеся, так и совсем немолодые, ориентируются не по магнитному полю Земли, а при помощи других механизмов не оправдали себя (фото UNC).

Опыт американских учёных впервые доказал, что черепахи ориентируются на бескрайних просторах океана по магнитному полю Земли. Ранее об этой способности биологи лишь догадывались.

Эксперимент провели доктор Кен Ломан (Ken Lohmann) и его коллеги из университета Северной Каролины. Они поместили только что вылупившееся потомство головастых морских черепах (Caretta caretta) в бассейны с водой. Внутри создавалась имитация магнитного поля Земли. При этом компьютеры, управляющие магнитными катушками, могли менять направление поля и тем самым водить животных по кругу.

В обоих контейнерах воссоздавались геомагнитные условия для точек земного шара, находящихся на одной широте, но по разные стороны Атлантического океана (разные долготы).

В результате черепахи из первого бассейна отправились от мест появления на свет (виртуальных берегов Пуэрто-Рико) на северо-восток, а из второго (виртуальные острова Кабо-Верде) – на северо-запад. В дикой природе они должны были поступить точно так же (а именно отправиться в Саргассово море).

Ранее считалось, что черепахи способны каким-либо образом ощущать географическую широту (изменение поля вместе с широтой легче определить ). Однако в данном опыте морские обитатели показали, что они хорошо «читают» даже слабые изменения магнитного поля, связанные со сменой долготы.

Биологи предполагают, что секрет черепах – в одновременном «измерении» как силы магнитного поля, так и угла между его линиями и горизонтом (магнитного наклонения). Поскольку эти параметры поля меняются не синхронно, в каждой географическое точке получается своё сочетание двух параметров.

Вверху: направление линий магнитного поля Земли и карта магнитных изолиний Карибского моря: сплошные линии указывают на одинаковую интенсивность поля, пунктирные динии – на одинаковое магнитное наклонение. В каждой точке земного шара своё уникальное сочетание этих параметров.

Внизу: предполагаемая модель биологического определения магнитного поля. Суперпарамагнитные кристаллы (голубые шары) сцеплены цитоскелетными нитями с мембранами нейронов. В зависимости от направления внешнего поля (чёрная стрелка) кристаллы меняют своё местоположение, открывая или закрывая ионные каналы (показаны зелёным). Красными стрелками обозначено направление поля в кристаллах (иллюстрация Nature).

Отчёт о проделанной работе исследователи опубликовали в журнале Current Biology. В дальнейшем они намерены выяснить, влияют ли на этот внутренний компас течения и чувствуют ли черепахи изменения магнитного поля на коротких дистанциях.

Ломан специализируется на исследованиях природы навигации животных и предполагает, что в будущем подобные способности будут подтверждены у многих представителей живого мира (иллюстрация Nature).

Зоологи описали удивительные особенности спячки медведей

21 февраля 2011

Учёные открыли сон у улиток

21 февраля 2011

Биологи опровергли теорию запахов

17 февраля 2011

Солнечный камень уравнял викингов с пчёлами

2 февраля 2011

Учёные обнаружили самые древние биологические часы

2 февраля 2011
  • Greg Molev  1 марта, 06:15
    6-ое (или 7-ое?) чувство, однако...
  • Александр Вихров  1 марта, 07:02
    Ага. Внезапно вдруг появились суперпарамагнитные кристаллы + способность адекватно интерпретировать информацию на выходе.
    Тут блин, с компасом запутаешься, а у них, считай GPS.
  • Олег Апарцев  2 марта, 08:30
    Интересно, что представленная модель сводит воздействие магнитного поля к механической (гидродинамической) системе детектирования, пусть даже с применением осмоса.

Однако представленная модель, даже теоретически, не может определить разницу в напряженности магнитного поля:
    (1 микро Тесла / 46 микро Тесла)*100% = 2%,
    Дельта 2% на, приблизительно, 100 км — это невероятно.

• Владимир Королёв  2 марта, 10:41
    А что будет когда полюса заметно сместятся? Черепахи вымрут?
  • Олег Апарцев  2 марта, 11:56
    Правильный подход.
    Черепахи должны стараться покидать места с аномальными магнитными полями или проявлять в них поведенческие особенности.
    Стальные корпуса судов, безусловно, порждают такие поля (если магнитные мины срабатывают, черепахи — подавно).