12 сентября: в бесконечной «игре» терроризм невозможно победить

Перед вами восточный город с его жителями. Среди них есть террористы, но для их уничтожения у вас есть только «точечные ковровые бомбардировки» (скриншот с сайта newsgaming.com).

Инструкция: «Это не игра. Вы не можете ни выиграть, ни проиграть. Это симуляция. У неё нет конца, но она готова начаться. Правила убийственно просты. Вы можете стрелять. Или нет. На примере этой простой модели у вас есть возможность изучить некоторые аспекты войны с терроризмом».

Раз уж вы ознакомились с инструкцией, можете начинать «играть». Скачивать ничего не надо, сделано по технологии Macromedia Shockwave, проще говоря, на флэше. Собственно, вот «игра» — September 12th.

Сперва кажется, что это — одна из бесчисленных стрелялок от первого лица на флэше. Перед вами некий восточный город, по улицам которого ходят люди. Господа в белых платках с оружием — ваша цель, это террористы. Все остальные — мирные жители: мужчины, женщины, дети. Ещё бегают собаки.

Вы взираете на всех них сверху, у вас есть прицел, кликните мышкой, и ракета полетит в заданный район. Если хотите попробовать уничтожить террористов, стреляйте, но учтите: своей ракетой вы можете убить ни в чём не повинных людей.

Примерно пять секунд родственники будут оплакивать жертв вашего ракетного обстрела, после чего сами превратятся в террористов.

Нанести точечный удар по «белым платкам» очень непросто. Ещё и потому, что между выстрелами выдерживается пауза. За это время террористы, сконцентрировавшиеся было в одном месте, разбегаются, сливаясь с толпой мирных жителей.

Таким образом, «игра» превращается в кошмар. Вы уничтожаете дома, убиваете всё больше людей и плодите террористов.

В заставке указано, что «игра» о 12 сентября в игрушечном мире. Но уж очень он напоминает реальный (иллюстрация с сайта wired.com).

Особо терпеливые игроки, которые в состоянии выслушивать бесконечные стенания, через какое-то время будут видеть перед собой тотальную разруху, пестрящую белыми головными уборами.

Конца, как такового, у «12 сентября», напомним, нет: разрушенные здания покрываются строительными лесами и постепенно приобретают прежний вид, население города растёт.

Но на том же сайте есть другая «игра» — Madrid. На экране люди в майках «Я люблю Париж», «Я люблю Нью-Йорк», короче говоря — «Я люблю свой город». В руках все они держат свечи.

Задача пользователя — не дать ни одной из свечей погаснуть, кликая мышкой на огоньки. Индикатор в левом нижнем углу экрана показывает «интенсивность свечения».

На этот раз победить можно, но радости эта победа не принесёт. Если вашими стараниями все свечи горели одинаково ярко, появится заставка: «Мадрид. 11 марта 2004 года. 200 погибших. 1463 раненых».

В инструкции к «12 сентября» показано, чем террористы отличаются от мирных жителей, но последних это не спасает (иллюстрация с сайта wired.com).

Оценивать эти «игры» и их воздействие на пользователя мы, пожалуй, не будем. Просто не возьмёмся, реакция у каждого индивидуальна.

Лучше обратимся к разработчику, попытаемся узнать, что он хотел сказать.

К созданию «12 сентября» причастны две фирмы: Newsgaming.com и Persuasive Games.

Главный дизайнер и разработчик проектов, Гонзало Фраска (Gonzalo Frasca), работает в обеих, а также в студии Powerful Robot. Ещё он исследует видеоигры и является редактором сетевого издания Ludology.org.

Фраска и его коллеги сочинили вот такой манифест: «Мы — команда независимых разработчиков игр, которая считает, что видеоигры — не просто развлечение. Игры и модели также могут заставить нас задуматься о том, что происходит в этом мире.

Периодически мы используем игры и моделирование, чтобы анализировать, дискутировать и комментировать главные международные новости. Присоединяйтесь к нам. Играйте с огнём».

Так выглядит борьба пользователя с террористами 12 сентября (скриншот с сайта newsgaming.com).

Возможно, прозвучит это пафосно. Но получается, что команда рассматривает игры, как интерактивные элементы, способствующие взаимопониманию и терпимости, сочувствию и состраданию.

Игры, по их мнению, могут быть проводником того, чего так не хватает сегодня в мире людей. К примеру, «случайно» убивая ракетой мирного жителя, пользователь слышит плач и, возможно, отчасти понимает мотивацию виртуальных граждан, идущих в террористы, и бессмысленность таких методов борьбы. Наверное, так.

«Я думаю, главное — мы даём игрокам возможность свободно экспериментировать в виртуальной окружающей среде, предлагаем им обсуждать то, во что они играют, — рассказал Фраска в интервью журналу Wired.

— „12 сентября“ несёт своё гуманистическое сообщение. Но, в конечном счёте, было бы ещё лучше, если б игроки использовали игры, как маленькие лаборатории для того, чтобы исследовать и обсуждать с другими собственные ценности».

Madrid — это уже интерактивный памятник жертвам теракта (скриншот с сайта newsgaming.com).

В заключение хочется отметить, что Гонзало Фраска с его «пропагандистскими» проектами не одинок. Есть у него «коллеги» по другую сторону баррикад, распространяющие посредством видеоигр прямо противоположную идеологию, например, расовую и межнациональную рознь.

Игры в виртуальную «Зарницу» с делением на «синих» и «зелёных» закончились. Теперь актуально использовать врагов реальных: русских, немцев, арабов, вьетнамцев, корейцев — кого угодно. И своим «образом врага» успели отличиться многие конфликтующие стороны.

В общем, 12 сентября, как и 12 марта, наступили. Вы можете стрелять. Или нет.



Видеоигры полезны для хирургов

7 апреля 2004

Создана звуковая кровать для любителей видеоигр

6 апреля 2004

В Китае запретили игру Covert Strike

19 марта 2004

WhirlyBall — это баскетбол, поло и хоккей на машинках

16 февраля 2004

Камни в воду: учёные высчитали волшебный угол

5 января 2004