Окаменелости инопланетных бактерий разделили учёных

Эта скрученная нить с утолщением-гетероцистом на конце очень похожа на бактерию Cylindrospermopsis, но найдена она в метеорите (фото Richard Hoover).

Недавний анализ трёх метеоритов выявил в них структуры, по форме и составу удивительно похожие на останки микроорганизмов. Проводившие исследование специалисты уверены, что мы видим вовсе не результат земного загрязнения. Однако у авторов открытия тут же объявились оппоненты. Вокруг странных образований разгорелся спор.

В начале марта 2011 года астробиолог Ричард Хувер (Richard Hoover) из космического центра Маршалла (Marshall Space Flight Center) опубликовал в открытом доступе статью в Journal of Cosmology. В ней он привёл подробные данные об анализе образов, взятых от метеоритов Alais, Ivuna и Orgueil (все — углеродистые хондриты группы CI1). Вывод прозвучал броский – в них видны останки микробов-пришельцев.

Шесть лет назад Хувер открыл бактерии, замороженные в вечной мерзлоте на Аляске. Он говорил тогда, что подобная находка позволяет надеяться на сохранение внеземных бактерий, к примеру, во льдах Марса. Теперь же получается, что следы микробной жизни мы можем обнаружить не только на Красной планете, но и на Энцеладе, и на Европе, а то и на Церере. Или мы слишком оптимистичны?

Похожая на бактерию структура в метеорите Ivuna. 1 – частично разрушенная богатая углеродом оболочка (фото Richard Hoover).

Сканирующий электронный микроскоп выявил на только что выполненных срезах метеоритов вытянутые структуры, по размерам и форме сходные с цианобактериями и нитчатыми серными бактериями.

В пользу биологической интерпретации говорит не только морфология, но и химические особенности структур, определённые при помощи спектроскопии. В оболочке «древних существ» концентрация углерода увеличена в сравнении с окружающим материалом метеорита почти вдвое. В иных кандидатах на окаменелость выявлены крупинки серы, идентичные тем, что имеются в серных микробах.

Окаменелые нити и фрагменты оболочек гипотетических микробов в срезе метеорита Orgueil при тысячекратном увеличении. Учёные рассуждают, что перед ними не просто единичные одноклеточные, а останки бактериальных матов, отрытые в метеоритах, которые старше Земли.

В деталях, отмеченных цифрами, исследователи определяли содержание азота, магния, железа, серы, углерода и целого ряда других элементов, а также сравнивали эти параметры с составом окружающих минералов (фото Richard Hoover).

Ещё Ричард пишет об обнаружении мелких деталей, которые можно интерпретировать как функциональные части клеток (в частности фимбрии) или структуры, связанные с размножением бактерий (гормогонии), азотофиксацией (гетероцисты).

«Подозреваемые» номер 9, 10 и 11 при увеличении в 1,5 тысячи и 6 тысяч раз. Не только форма, но и распределение углерода, серы и азота в них заставило Хувера сделать вывод о биологическом происхождении данных структур (фотографии Richard Hoover).

Американский исследователь также напоминает, что в метеоритах типа CI1 найдено немало биомаркеров. Это карбонатные глобулы, магнетиты необычных конфигураций, аминокислоты (в том числе со значительным энантиомерным избытком), сахара, спирты, короткие цепи алканов, алифатические и ароматические углеводороды, пурины и пиримидины.

Сами по себе все они не являются стопроцентным доказательством существования внеземной жизни (остаётся шанс на абиогенное происхождение данных составов), но подкрепляют главный вывод учёного и помогавших ему соратников.

Окаменелости — это остатки бактерий, существовавших на материнских телах, от которых откололись данные метеориты. Речь о содержащих воду астероидах, ледяных спутниках, кометных ядрах, — рассказывает PhysOrg.com.

Хувер и его единомышленники рассуждают о том, что некогда в космосе произошёл «Биологический Большой взрыв», что жизнь на Земле вполне может иметь космическое начало и что жизнь — повсюду.

Вверху: окаменелость из метеорита Ivuna, внизу для сравнения — бактерия Titanospirillum velox. S – серные глобулы (фотографии Richard Hoover, Riccardo Guerrero).

Редакция Journal of Cosmology пригласила сто учёных поучаствовать в открытом обсуждении доклада Хувера. Те специалисты, что откликнулись, в своих комментариях закономерно разделились. Одни поддержали рассуждения Ричарда, другие отнеслись к «сенсации» с явным скепсисом.

Коди Янгбулл (Cody Youngbull) из Аризонского университета (ASU) отмечает: «Разнообразие и сложность химического взаимодействия потенциально за 4-миллиардолетнюю историю этих метеоритов оставляет место для ещё неопознанного неорганического процесса, который мог бы создать эти структуры».

Несколько других комментаторов назвали данные Хувера неубедительными и указали на ряд недостатков работы.

Тут стоит вспомнить, что далеко не первый раз в научном сообществе поднимается вопрос о следах жизни в камнях, упавших с неба. Такие отметины были обнаружены в метеоритах Накхла и Аллена Хиллса. И в отношении тех открытий исследователи тоже не смогли прийти к единому мнению.

Ещё одно сравнение. Структуры из небесного валуна Orgueil (верху) и цианобактерия Calothrix (вниху) (фотографии Richard Hoover).

Патрик Годон (Patrick Godon) из университета Виллановы (Villanova University) указывает, что хотя Хувер уверен в невозможности земного загрязнения при подготовке образцов к съёмке, остаётся ещё одна лазейка.

Окаменелые микробы действительно могут быть из метеоритов, но сами эти скалы могли быть выбиты миллионы или миллиарды лет назад с... Земли. На это косвенно, мол, указывают некоторые особенности в химическом составе.

Известный астробиолог Чандра Викрамасингх (Chandra Wickramasinghe) из университета Кардиффа (Cardiff University), напротив, считает работу Гувера подкреплением теории панспермии (занесения жизни на Землю из космоса).

Он напоминает о метеорите Мёрчисон (Murchison), в котором ранее были обнаружены не только многочисленные органические соединения (что вроде бы никто не оспаривает), но и микроскопические структуры, весьма сходные по виду с окаменелостями бактерий (вот этот взгляд, очевидно, уже является спорным).

Предполагаемые останки бактерий из Мёрчисона (слева) и их живые земные аналоги (справа) (фотографии Chandra Wickramasinghe, Hans D. Pflug).

Общий вывод из десятков комментариев исследователей, увы, печальный. Работа Хувера очень впечатляет. Но неопровержимых доводов в пользу биологической трактовки найденных структур она не предоставляет. Здесь нет обоснований, с которыми согласились бы все.

А главное: получить такие железобетонные доказательства даже при дальнейших, более глубоких исследованиях образцов будет если не невозможно, то, во всяком случае, крайне трудно.

Найдена самая компактная планетная система

3 февраля 2011

Аминокислоты найдены в невозможном месте

20 декабря 2010

Учёные добавили аргументов в пользу жизни на Титане

16 декабря 2010

Астробиологическое открытие ведёт насыщенную ядом жизнь

3 декабря 2010

Число звёзд во Вселенной сильно недооценивалось

2 декабря 2010
  • Александр Вихров  14 марта, 18:41
    Похоже на правду.
  • Леонид Яцко  14 марта, 20:45
    очень интерестно!
    посмотрим, что нам еще приподнесет Космос...
  • Георгий Ратушный  14 марта, 21:48
    а какие конкретно возражение были предъявлены? можете дать ссылку почитать — интересно)
    Ссылка на возражения есть в тексте. Слово «комментарии». А там уже вниз покрутить — открыто выложены все заметки.
  • Дмитрий Степанов  15 июля, 21:53
    эх была и наверно есть жизнь на Марсе — вот интересная ссылка www.membrana.ru/particle/9797 только подобное возможно происходило 4-2,5млрд лет назад, и камни могли падать не на титан, а на Марс эпохи гесперийской эры, когда там были реки и воздух
  • Алексей Заикин  14 марта, 22:12
    Да, возражения закончатся, когда на лужайку перед Белым домом сядет «летающая тарелка» с зелеными человечками :)
  • Евгений Самченко  14 марта, 22:56
    Ещё громче нужно кричать «Галактего опасносте!!!»
    Тогда точно, к нам не только микробы окаменелые заявятся.
    Придёт Галактего и вчинит нам опасносте
  • Юрий Новиков  14 марта, 23:24
    ну предположим что правда. То есть таки да в этом куске спекшегося камня кроме овальных каелек есть капельки похожие на бактерий — вообще это так же перспективно как в форме облаков искать контур лошади — могут быть удивительные совпадения, — то есть «окаменелые бактерии» то же что и облачные воздушные лошади, Кристаллы — так похожи на ветви деревьев, но, но допустим что это таки да бактерии — Ну и что? Что нового об эволюции или об устрайстве жизни нам дает это ?
  • В статье же говорилось, что учитывалась не только форма но и химический состав этих вкраплений. Что нового даёт? Большой плюс теории панспермии.
  • Александр Вихров  15 марта, 05:23
    Позволяет обойтись без эволюции)))
  • Павел Яковлев  15 марта, 08:05
    Это каким это образом панспермия эволюцию отменяет?
  • Дмитрий Грицай  15 марта, 18:16
    Да просто эволюция — это громкое слово, как нанотехнологии, про которые все слышали, но с трудом себе представляют что это такое. Зато каждый уважающий себя индивидуум в праве составить о неизведанном предмете собственное мнение.
    Не надо всех по себе судить. Некоторые очень даже представляют.
    И потом панспермия эволюцию не аннулирует, просто переносит её старт на другое космическое тело.
  • Дмитрий Грицай  23 марта, 19:40
    Ну а я собственно о чем? Просто уже несколько лет не встречал реального истинного антиэволюционщика. После некоторых наводящих вопросов выясняется, что человек полностью согласен со всеми центральными элементами теории, а отрицание сводится к трем моментам: 1) мы не произошли от шимпанзе, 2) как так вдруг и сами собой собрались удивительной сложности швейцарские часы, 3) почему одновременно существуют бактерии и все от них произошедшие виды. Это было бы смешно, если бы не было грустно от того, что это повторяется с удручающей регулярностью. Эдакое самоуверенное невежество — Пастернака не читали, но как и все осуждаем.
  • Антон Карманов  9 августа, 20:49
    Да, швейцарские часы собираются сами собой на самом деле весьма просто. Просто сперва происходит большой взрыв, сами собой собираются галактики, потом планетки, затем собираются аминокислоты, нуклеиновые кислоты, прокариоты, много всякой славной живности- и очередная вершина эволюции- человек- мимоходом в этой круговерти собирает швейцарские часы.
    Скажете- швейцарские часы собрались не сами собой?:))
  • Дмитрий Грицай  3 сентября, 13:56
    Конечно нет! Вы в корне не правы. Пузырьки в вашем стакане газировки надувают микроскопические водяные гномы, а ледяные узоры не стекле рисует Дед Мороз.

Удивительность галактик существует лишь в вашем сознании и не дальше этого микроскопического мирка объемом 1450 см3 в бесконечных просторах Вселенной. Как для одного может существовать произведение искусства, а для другого лишь мазня, для одного гимн женскому телу, для другого баба голая.

В чем такая уж непостижимая суть этого удивительного мира www.youtube.com/watch?v=bO9ugnn8DbE, бесконечное многообразие которого (подчеркну все до мельчайшей части, всевозможные комбинации взаиморасположений, все существующие и даже еще не сотворенные части) описывается такой простой формулой в одну строчку.

В начале было слово.

Информации достаточно, законы будут действовать, Каменщик Природе не нужен.

• Дмитрий Грицай  3 сентября, 14:09
    Швейцарские часы — это неудачная аналогия кретенистов, показывающая весь уровень их познания эволюционных процессов. Любая деталь часов (как системы) — это отдельная деталь. И только вместе — это система, и по отдельности части часов не только не существуют, но и не существовали. Жизнь же на любом уровне как система, это лишь система систем, вплоть до молекулярного уровня. Теория эволюции находится в тесном единстве с теорией информации, в тесном единстве с ее законами. Поэтому многие ее законы подтверждаются простым математическим моделированием. Построения кретенистов не только не стройно разнообразны, но и основываются лишь на умозрительных заключениях, не терпящих странным образом абстракции.

Кретенисты во всем своем многообразии странным образом имеют общую черту — они со своей манией величия, актуализации на уникальности индивидуума, его мыслительных процессов находятся вне. Вне не только понятийного аппарата науки (невежественные), вне ее инструментария (концептуалисты), но и вне религиозных учений, которые, от буддизма до христианства, отрицают и порицают человеческую уникальность и индивидуализм (из глины взято в глину и обратится).

• Георгий Ратушный  14 марта, 23:58
    то, что микроорганизмы могут жить в космосе.

низкое давление, около нуля температура, радиация, нет воды. даже одно из списка — очень круто) если сможем отловить немного и размножить в земных условиях — генетики будут радоваться очень, очень сильно.
    на среднюю перспективу — рандомный, но интересный рост биотехнологий (что-то сравнимое с развитием ПЦР при открытии термостойкой полимеразы).

• Greg Molev  15 марта, 06:23
    пока на марсе или ещё где-нибудь живых бактерий не нароют — всё это не более чем игры сознания и самопиар на пустом месте.
  • Павел Яковлев  15 марта, 08:08
    Любое исследование с дальнейшей публикацией есть самопиар, и что?Место не пустое, выводы конечно спорны, но любопытны.
  • Сергей Асташкин  15 марта, 08:11
    -- Панспермия не отменяет и зарождение жизни... И в нынешнем состоянии знаний Генетики — Зарождение на Земле не нуждается в «помощи» спермий всякого рода..
  • Павел Яковлев  15 марта, 11:20
    Ну есть разные варианты, возможно, с коацерватов стартанули, а возможна и панспермия. Но так или иначе, где-то зародилось то, что потом на метеоритах прилетело.
  • Андрей Мезенов  15 марта, 20:17
    норм
  • Максим Меньшиков  16 марта, 09:47
    Мне непонятно,-а с чего следует, что метеорит прилетел из дальнего космоса? А не был когда-то -несколько миллионов лет назад, выбит с поверхности Земли (например, в результате падения астероида, подобного тому, от которого вымерли динозавры), покрутился вокруг Земли как искусственный спутник, и снова вернулся к себе домой?
    Это объяснение проще и логичнее и вполне правдоподобно. Все равно, как если бы кто-то нашел земные бактерии на обломках упавшей околоземной космической станции «МИР» и возопил на весь белый свет-"Вот оно! Нашел неземную жизнь!".
  • Антон Просвиркин  16 марта, 12:26
     — Говорят сдесь марсиане поселились.
    — Какие, к черту, марсиане?! Вот, черным по белому, от седьмого января: слухи о марсианах в Обуховом переулке распущены торговцами с Сухаревки...
    (Михаил Афанасьевич Булгаков)
  • Константин Сухов  21 апреля, 20:36
    Хочу несколько уйти от темы, но мне по роду деятельности свойственно придавать огромное значение форме.
    Рассматривая такие снимки очень тщательно, поймал себя на мысли, что природа как будто бы специально пытается каждый раз создать что-то невероятно красивое: начиная от бескрайних космических туманностей и заканчивая микроскопическими объектами. Пожалуй если бы было возможно, образно говоря, в цвете сфотографировать атом, то его изображение можно было бы помещать в музей современного искусства.
  • Радомир Курбанофф  3 сентября, 14:28
    скорее наоборот. функциональные формы нам кажутся красивыми, поскольку в процессе эволюции это нам как то помогало.
  • Александр Буховецкий  22 сентября, 14:45
    Ну почему многие мистически боятся признаться, что жизнь во Вселенной — это естественное явление. Да, еще не доказано наличие жизни вне Земли. Но на Земле она есть. Так почему ей не быть на других планетах, в других звездных системах. Я не думаю, что мы такие уникальные, и рассуждать, что мы «пуп» Вселенной, по меньшей мере, глупо. Так рассуждали в средневековье, считая себя центром вселенной.
    cometasite.ru/proischojdenie-vodi-na-zemle/