Что происходит в Японии на АЭС «Фукусима-1»

Землетрясение и последующее цунами, по последним данным, унесли жизни около десяти тысяч человек. Однако от высокотехнологичной Японии стоило ожидать, что и природный катаклизм станет, прежде всего, техногенной катастрофой. О жертвах и пострадавших уже никто особо не думает. Внимание всего мира приковано к ситуации на АЭС (фото AP).

В попытке понять, что происходит в Японии и каков тот самый «наихудший сценарий развития событий», что так часто упоминают СМИ, узнала следующее:

АЭС "Фукусима-1" является одной из 25 крупнейших атомных электростанций мира: cовокупная мощность станции — 4,7 ГВт. «Сердцем» шести её энергоблоков, построенных в 70-х годах прошлого века, являются кипящие ядерные реакторы, работающие на лёгкой воде (то есть в контуре используется H2O).

Обычная вода, в отличие от тяжёлой (D2O), не только замедляет, но и в значительной степени поглощает нейтроны. Поэтому в легководном реакторе вода работает и как теплоноситель (охлаждение), и как замедлитель нейтронов (контроль ядерных реакций).

Схема работы атомной электростанции с кипящим реактором 1. Корпус реактора; 2. Тепловыделяющие сборки; 3. Стержни управления и защиты; 4. Циркуляционные насосы; 5. Приводы стержней СУЗ; 6. Пар на турбину; 7. Подпиточная вода; 8. Цилиндр высокого давления турбины; 9. Цилиндр низкого давления турбины; 10. Турбогенератор; 11. Возбудитель; 12. Конденсатор; 13. Охлаждающая вода конденсатора; 14. Подогреватель подпиточной воды; 15. Питающий насос; 16. Конденсатный насос; 17. Железобетонное ограждение; 18. Подключение к сети (иллюстрация Wiki).

Для устойчивой работы кипящего реактора необходимо, чтобы объём пара в нём не превышал определённую величину. При больших объёмах работа реактора становится неустойчивой, начинаются колебания мощности, опасные для конструкции реактора и обслуживающего персонала.

Чем грозит отсутствие воды или пожар на таком реакторе? СМИ с самого начала заявляли: «ядерное топливо было выведено, ядерные реакции идти не могут». Не совсем ясно, что подразумевалось под этими словами, ведь, чтобы убрать топливные стержни (топливо вводится в реактор в форме стержней), необходима целая спецоперация.

То есть топливные стержни остались в реакторах (по данным Википедии, в четвёртом энергоблоке их не было с ноября 2010 года, пятый и шестой энергоблоки были на плановой остановке). На самом деле в дело вступили так называемые поглощающие элементы. Они также выполнены в виде стрежней.

Поначалу авария (большая схема здесь) получила 4 балла по шкале INES, теперь эксперты ставят «шестёрку». Выше только Чернобыль со своей «семёркой» (иллюстрация с сайта dailymail.co.uk).

Землетрясение 11 марта привело к автоматическому отключению первых трёх реакторов (отсоединению поглощающих элементов от магнитов-держателей и введению их между топливными). «Защитные» стержни начинают поглощать нейтроны, образующиеся в ходе радиоактивного распада в топливных стержнях и провоцирующие дальнейший распад.

Однако поглощающие элементы не могут полностью прекратить ядерные реакции. Реактор нельзя просто выключить. После падения поглощающих стержней энергию он уже не производит, но необходимо дальнейшее охлаждение реактора, чтобы ситуация оставалась под контролем. Вывод остаточного тепла производится до полной остановки радиоактивного распада (конца этому процессу нет, в данном случае речь об образовании стабильных продуктов распада).

Через час после землетрясения произошёл сбой в подаче электроэнергии (цунами «помогло»), а сразу за ним и отказ систем охлаждения (встали помпы). Попытка запустить в работу резервные электрогенераторы закончилась провалом. (Специалисты были готовы к трудным ситуациям, но они не предполагали, что на несколько дней после аварии выключится электричество, питающее аварийные насосы.)

Отсутствие охлаждения привело к общему перегреву системы и росту давления пара, образующегося в реакторе всё в большем количестве из-за повышения температуры и отсутствия циркуляции жидкости.

Кроме того, в помещении реактора накапливался газообразный водород (вероятно, в ходе реакции плавящихся циркониевых стержней и воды, нагревшейся выше тысячи градусов Цельсия).

Дальнейший рост температуры может привести к перегреву топливных стержней, а также их постепенному плавлению. Этот процесс ещё больше усложнит их дальнейшее охлаждение, а также сделает практически невозможным управление ядерными реакциями (поглощающие элементы не будут работать). Топливные таблетки продолжат разогреваться, проплавят дно защитной оболочки и начнут «фонить» в атмосферу.

Ближе к утру 12 марта из-за роста давления на первом энергоблоке принимается решение сбросить часть пара, содержащего небольшие количества радиоактивных веществ. Несмотря на это днём происходит взрыв скопившегося водорода. Он мог привести к повреждению защитной оболочки реактора и выбросу радиоактивных веществ (по официальным данным, этого не произошло).

Снова стравливается пар (в атмосферу попадают радиоактивный тритий и 16N).

На следующий день объявлено, что третий энергоблок охлажден и безопасен. Тем временем на станции «Фукусима-2» 1,2 и 4 реакторы подключены к внешней энергосистеме (чуть позже восстановлено охлаждение первого энергоблока).

14 марта – взрыв на третьем энергоблоке «Фукусимы-1», защитная оболочка реактора не повреждена.

Топливные стержни второго реактора окружены воздухом, но находятся внутри защитной оболочки. Реактор начинают охлаждать морской водой (решение трудное, так как примеси в моркой воде приводят к деградации реакторов, их уже нельзя будет вновь запустить в строй). Есть проблемы, но в целом ситуация нормальная.

15 марта — третий взрыв на АЭС. Плохо работает система контроля давления на втором энергоблоке, резко повышается, затем чуть спадает радиационный фон (облучение превышает нормальное годовое в 8 раз). Эвакуация рабочих, кроме тех, что продолжают охлаждать реактор. Возможно, началось плавление топливных стержней.

Начинается пожар на 4 энергоблоке. Источником радиоактивного излучения (фиксируется повышение фона) могло стать отработанное топливо. После 16 часов пожар в хранилище отработанного топлива – в атмосферу попадает новая доза. Через час пламя было потушено.

16 марта – новое возгорание на 4 реакторе, вскоре дым прекратился. Повышение температуры в хранилищах отработанного топлива на 5 и 6 энергоблоках. Были и другие проблемы, но самое неприятное — появились подозрения, что у третьего энергоблока повреждена защитная оболочка реактора.

По некоторым данным, чтобы справиться с возможными неконтролируемыми ядерными реакциями, специалисты распыляют над третьим реактором с вертолёта борную кислоту (охлаждение и замедление процессов водой невозможно, а борная кислота поглощает нейтроны).

Поначалу миру обещали, что ситуация под контролем, и даже людей из 20-километровой зоны начали эвакуировать далеко не сразу (фото Reuters).

Сейчас специалисты больше всего опасаются, что радиоактивное облако дойдёт до Токио (оценки опасности радиационного фона сильно варьируются).

Каковы последствия аварии на АЭС «Фукусима-1»? Во-первых, в Европе уже начались протесты против строительства новых АЭС, митинги в поддержку перехода на альтернативную энергетику. Ангела Меркель подписала указ об остановке семи реакторов, созданных до 1980 года (всего в стране 17 блоков). Их будут проверять на соответствие нормам безопасности вплоть до июня.

Не могу похвастаться обилием знаний по альтернативной энергетике, но, мне кажется, нереально полностью заменить АЭС на ветряки, солнечные панели и прочее (по крайней мере, в ближайшие годы). Кроме того, не стоит забывать, что и получение энергии из возобновляемых источников иногда вредит окружающей среде (негативно сказывается на жизни фауны, например). То есть приостановить работу «старых» АЭС, наверное, стоит. Наверное, необходимо пересмотреть требования безопасности для строящихся станций. Но как бы все остальные действия «по горячей теме» не стали зарабатыванием политиками уважения у электората.

В самой Японии отменены Чемпионат мира по фигурному катанию, Неделя моды в Токио, этап чемпионата MotoGP.

Другие последствия: на 12% упали цены на уран (может дойти до 26%), эксперты опасаются, что инвестиции в атомную энергетику также будут низкими, «Росатом» в результате может потерять проект строительства АЭС «Белене» в Болгарии.

Жители западного побережья США и Канады массово скупают препараты йода. (Притом, что официальные власти заявили, что радиация туда не доберётся.) А напуганные россияне уже скупили на несколько дней вперёд все билеты на рейсы из Хабаровска.

Если взглянуть совсем вдаль… то, как сказал муж, «вопрос с Курилами может решиться сам собой». Конечно, мировое сообщество вряд ли позволит Японии напасть на Россию, да и нет у Страны восходящего солнца пока таких ресурсов. Однако напряжённость несомненно возрастёт, да и высокотехнологичная Япония рано или поздно встанет на ноги.

Хороший сценарий развития событий: японские специалисты в течение нескольких недель заливают реакторы водой, чтобы охладить их до такой степени, что удастся обуздать ядерный распад. Затем техники должны будут удалить топливные стержни и переработать их. Последний процесс может занять десятилетия (фото Corbis, Kimimasa Mayama/EPA).

Я не специалист по атомной энергетике, поэтому приветствуются все комментарии и пояснения (теории заговора и панику просьба разводить в другом месте, желательно не на «Мембране»).

Обновление

(16 марта вечер) Глава МАГАТЭ Юкия Амано объявляет о возможном повреждении активной зоны на втором реакторе. Речь о «повреждении» 5% топлива. Планируется распылять воду над 3 и 4 энергоблоками с вертолётов, защищённых специальными свинцовыми пластинами.

17 марта – Объявлено о том, что почти закончено подведение новых линий электропередачи к АЭС. Подключать их будут как только это станет возможным (вероятно, к вечеру). Предпринимается попытка распылить воду над третьим энергоблоком, но радиационный фон растёт. Дальнейшее охлаждение планируется с земли.

МАГАТЭ объявляет сведения о пострадавших в результате аварии на «Фукусиме-1»: двое пропали без вести, 23 человека пострадали, 20 облучены. США, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия советуют гражданам покинуть 80-километровую зону вокруг станции.

Спасение пострадавших в остальных районах затрудняется погодными условиями (температура упала ниже 0 °C).

Ведущая работы по исправлению ситуации компания TEPCO (Tokyo Electric Power Company) сообщает о снижении температуры третьего реактора после обстрела водомётами (наблюдается рост давления пара). К сожалению, падения уровня радиации не зафиксировано. Работы по подсоединению АЭС к новому источнику питания будут продолжены 18 марта. На спутниковых фото виден дым над вторым энергоблоком.

Второй энергоблок подключён к энергосети. Подачу энергии начнут, когда закончится операция по заливанию водой третьего реактора, сообщает МАГАТЭ. Вечером охлаждение третьего энергоблока водой приостановлено.

Уровень радиации в Токио остаётся таким же как 16 марта.

Обновление 2

18 марта — Радиационный фон вокруг реактора снижается. Вызывает опасение ситуация с наличием воды и температурой в бассейне с отработанным топливом четвёртого энергоблока (данных до сих пор нет). В такие же бассейны 5 и 6 энергоблока закачивает воду помпа, питаемая дизельным генератором. Температура порядка 65 °C при норме 25 °C.

Третий реактор снова заливают водой.

Заявлено, что основную опасность представляют бассейны с отработанным топливом 1-4 реакторов, а также что радиоактивное облако движется в сторону океана.

Ещё одно тревожное сообщение от учёных: землетрясение произошло не в том районе, что ожидалось. А это означает, что вдобавок к афтершокам (повторным толчкам), которые до сих пор потряхивают островное государство, может добавиться новое землетрясение (иллюстрация USGS).

Продолжение темы здесь и здесь.



Бразильцы предложили очищать воду банановой кожурой

16 марта 2011

Британцы взяли на тест подпитывающие сеть уличные фонари

1 марта 2011

Экологическая кругосветка финишировала в Женеве

25 февраля 2011

Искусственному вулкану дали ещё четверть века жизни

25 февраля 2011

Голландцы выпустили биоразлагаемые кеды

15 февраля 2011
  • Андрей Михайлов  16 марта, 19:01
    Об уровне радиации вокруг станции, в разных префектурах и в Токио самые противоречивые сведения поступают. Говорят о превышении обычного фона в 4, 9, 40, 50 и даже 400 раз (последнее явный бред, все японцы тогда должны давно бездвижно лежать). Вообще, есть опасение, что тяжёлую аварию уже пытаются использовать в политических игрищах. Что не может не огорчать.
    ОтветитьНравится
  • Олег Апарцев  16 марта, 19:06
    Вообще говоря, если бы мы могли себе представить, сколько паровых котлов взорвалось и сколько они при этом унесли жизней людей, наше сознание, возбужденное средствами массовой информации, потребовало бы немедленного запрещения варварских машин не только наядерном тпливе, но и на газе, и на угле, даже на дровах.
    Но в статье ясно сформулированно: резервные системы электро-, а может быть, и водяного питания отказали. Почему отказали? — халатность и разгильдяйство.
    Все остальное — политика, причем вначале люди играют в политику, а затем политика играет людьми.

    Единственное маленькое замечание: «массовое паросодержание» лучше заменить на «объем пара в реакторе».

    ОтветитьНравится
  • Юлия Рудый  16 марта, 19:33
    Возможно, виноваты рабочие станции, но, учитывая, что перед нами не просто отдельная авария на АЭС, а землетрясение+цунами, могли произойти разрушения, которые специалисты быстро исправить были не в состоянии.
    ОтветитьНравится
  • Олег Апарцев  16 марта, 20:43
    Конечно, это может быть ошибкой проекта, но смешно думать, что для Японских островов эти явления невероятны.
    ОтветитьНравится
  • Хиномото Хомура  17 марта, 10:20
    «Почему отказали? — халатность и разгильдяйство.»
    Вряд ли, Защиту от всего создать невозможно, а землетрясения в 9 баллов случаются далеко не каждый день.
    ОтветитьНравится
  • Олег Апарцев  17 марта, 14:36
    Прошу прощения за резкость высказывания.
    Седьмой день, как мне кажется, идут сообщения, что резервное электропитание не восстановлено.
    Значит оно предусматривалось, но не сработало.
    На военных объектах работа систем резервного питаниия обеспечивается даже при практически прямом воздействии ядерного оружия.
    Такая «защита» — это простой способ устроить ядерный взрыв на своей территории. Всего лишь разрушить электроподстанцию.
    ОтветитьНравится
  • Юлия Рудый  17 марта, 15:06
    Сегодня заговорили о подводе новых линий электропередачи (смотрите «обновление»).
    ОтветитьНравится
  • Моше Кривицкий  16 марта, 23:30
    А как насчёт реакторов «Гиперион» — маленькие и удаленькие globalscience.ru/article/read/330/
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  17 марта, 00:14
    Более правильная ссылка выглядит так www.membrana.ru/particle/3301
    А по теме: тут разные масштабы. Если мы хотим производить больше энергии — неизбежно усложнение. И потом — невозможно взять и поменять сразу все действующие реакторы старых моделей, но новые. Это постепенный процесс обновления. Так что новые «крошки», какими бы ни были привлекательными (в том числе и по безопасности) — нишевый продукт, а не мейнстрим.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  17 марта, 00:42
    Что имелось в виду под « вопрос о Курилах может решиться сам собой?»
    Японцы откажутся от претензий или мы сами отдадим в качестве помощи?
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  17 марта, 10:48
    Видимо имеется в виду, что они попытаются их захватить, смешно.
    ОтветитьНравится
  • Юлия Рудый  17 марта, 13:40
    Конечно, это было сказано больше в шутку, чем всерьёз.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  17 марта, 13:59
    А вообще, неплохой бы был PR шаг, предоставить Японии приличный кусок земли в аренду лет этак на 200-300. И не Курилы, а материковую, благо на Дальнем Востоке много малозаселенных земель.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  17 марта, 14:12
    Про Аляску наверно также думали, в аренду лет на 200, а теперь доказывай.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  17 марта, 15:15
    Ее вроде просто продали, без аренд всяких, нет?
    ОтветитьНравится
  • Сергей Столбов  20 марта, 10:30
    Нет, именно отдали в аренду на сто лет, причем деньги должны были пойти не в казну государства, а на личный счет императора, но и туда не попали, посредник по сделке смухлевал.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Пушной  17 марта, 15:06
    А от куда Вы взяли инфу про аренду? Не читайте «жёлтые» сайты! Есть же Вика..
    Продажа Аляски — сделка между правительствами Российской империи и Северо-Американских Соединённых Штатов, в результате которой в 1867 году Россией, за 7,2 миллионов долларов, были проданы её владения в Северной Америке (общей площадью 1 518 800 км
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  17 марта, 15:15
    Ну вот как то так.
    ОтветитьНравится
  • Моше Кривицкий  18 марта, 09:22
    Кстати о пожарах. А где же все крутые роботы, появившиеся в последние года: мокрицы, змеи и т.д.!? Почему нужно как в Чернобыле облучать верто-камикадзэ?!!!????
    ОтветитьНравится
  • Александр Милков  18 марта, 09:52
    Потому что самый отказоустойчивый робот при таких значениях фона — человек. На ЧАЭС тоже роботов использовали (притом японских) — ни один из них не проработал больше нескольких часов.
    ОтветитьНравится
  • Моше Кривицкий  18 марта, 11:42
    Да но это когда было то? Щас должно быть получше, к примеру те же НАСАвцы — мессенжеры, орбитеры и т.д. облучаются будь здоров и фурычат. Не может быть что бы за это время для ситуаций типа Чернобыльских не разрабатывали роботов. Или может? Значит все расслабились и пошли спать? Сказали невар еген, ёклмн!
    ОтветитьНравится
  • Александр Милков  18 марта, 12:00
    Не берусь утверждать — могу только предположить что наземные роботы там сейчас не особо нужны (расчисткой завалов займутся позднее). Запускать же дистанционно управляемый вертолет гораздо более опасно — возможен выход из строя и падение на саму станцию. Живой пилот гораздо надежнее, а если грамотно вести дозиметрический контроль и соответственно периодически менять экипаж, то все останутся живы и здоровы при минимуме риска и максимуме эффективности.
    ОтветитьНравится
  • Юлия Рудый  18 марта, 12:18
    Были ссобщения, что некоторую расчистку территории всё же ведут. Но пока это лишь эпизодические вылазки в ходе спецопераций по охлаждению реакторов.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Столбов  20 марта, 10:53
    Дело в том, что в этом случае должны применяться специальные радиационно стойкие микросхемы. Их никто в мире не производит.
    После аварии на ЧАЭС их разработкой занималась в СССР в Риге небольшая группа энтузиастов. С развалом СССР все финансирование прекратились а работы превратились с информационный мусор.
    Все существующие роботы сделаны на обыкновенных «бытовых» микросхемах. Они красивы, динамичны но для работы в реальных условиях непригодны.
    А на ЧАЭС при применении роботов персонал получал большие дозы при вытаскивании остановившихся аппаратов (самых разных разработчиков, в том числе и наших) из зоны работ, чем было бы при отсутствии этих аппаратов. Если память не изменяет, то самым эффективным роботом был аппарат студенческой, по моему МВТУшной разработки.
    ОтветитьНравится
  • Моше Кривицкий  21 марта, 19:27
    И всё? Больше разработок не было за все эти годы!? Не верю!
    ОтветитьНравится
  • Юлия Рудый  18 марта, 12:19
    Обновила хронологию событий.
    ОтветитьНравится
  • Александр Милков  18 марта, 12:36
    «Однако поглощающие элементы не могут полностью прекратить ядерные реакции. Реактор нельзя просто выключить. После падения поглощающих стержней энергию он уже не производит, но необходимо дальнейшее охлаждение реактора, чтобы ситуация оставалась под контролем. Вывод остаточного тепла производится до полной остановки радиоактивного распада (конца этому процессу нет, в данном случае речь об образовании стабильных продуктов распада).»

    Не совсем корректно — после падения поглощающих стержней реактор продолжает вырабатывать энергию из-за накопленных в ходе работы короткоживущих изотопов — осколков деления, которые сами активно преобразуются в более долгоживущие, а значит выделяют немалое количество энергии. Именно по этому реактор и требуется охлаждать до выгорания всех короткоживущих осколков и изотопов. Период их полураспада укладывается в 24 часа. Считается что вещество полностью распалось спустя 10 периодов полураспада, следовательно охлаждать необходимо 10 суток. Это при условии что ТВЭЛы не повреждены и не развивается цепная реакция в сплавленном топливе.

    ОтветитьНравится
  • Моше Кривицкий  20 марта, 07:47
    Есть идея как хорошо тушить фукусиму без вертолётов и водомётов — переделать летающий ранец www.membrana.ru/particle/13476. Без человека — просто 2 водомёта, смотрящие вниз и чуть чуть назад. Подсоединяем к пожарной машине и всё, только травить шланги сколько надо. Если шланг слишком длинный и тяжёлый — в середине его может держать тот же вертолёт. Но без опасности облучения для пилотов и пожарных!! Зависают эти шланги над реактором и льют сколько надо — хоть день хоть неделю!
    ОтветитьНравится
  • Сергей Столбов  20 марта, 10:23
    Ну тогда уж лучше аэростат или дирижабль. Их в мире уже немеряно, в той же Японии я думаю десяток штук как минимум есть. И купить давно не проблема.
    ОтветитьНравится
  • Моше Кривицкий  20 марта, 13:28
    Наверное ветром сносит, поетому не используют
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  21 марта, 00:00
    Очень хочется верить, что с этой аварией справятся без сильного радиационного загрязнения.
    Но больше всего настораживают социальные последствия в виде сильного обострения АЭСофобии у населения, которая и так присутствует. А тут еще будут подогревать масс-медиа, «зеленые» и политики.
    Альтернативная энергетика не перекроет мощности АЭС точно. Она еще в начале пути. Нет проектов, работающих достаточно долго, чтобы посчитать реальные амортизационные и эксплуатационные расходы.
    И пока нет красивых решений по аккумулированию энергии(для солнечных, ветровых, волновых).

    Пересматривать требования по безопасности для строящихся АЭС, полагаю, не надо. Современные АЭС достаточно безопасны. Двухконтурные реакторы с ловушками для расплавов и прочие хитрости практически исключают нанесение вреда экологии в случае всех известных типов аварий.
    А вот отключать старые АЭС и заменять их новыми, более безопасными и рентабельными, стоит. Вместо того, чтобы экономить на атоме деньги, продлевая работу АЭС 60-х, 70-х годов, «пока работают».

    ОтветитьНравится
  • Александр Милков  21 марта, 09:55
    То, что АЭС 60-х, 70-х «пока работают» — само по себе показатель. При том работают они практически безаварийно. Проблема АЭС Фукусима не в том что она старая, а в том, что она находилась в сейсмоопасном районе.
    ОтветитьНравится
  • Моше Кривицкий  21 марта, 19:19
    Вот «Гиперион» бы классно подошёл. Даже в сейсмоопасных районах и на берегу можно ставить — поставить на грузовик и смотаться, не дожидаясь цунами.
    ОтветитьНравится
  • Олег Апарцев  21 марта, 07:24
    Я вижу, что проблемы ответственности атомных энергетиков и применение более надежных технических решений для АЭС — вопросы относительно быстро решаемые.
    Обсуждаемое событие предупреждает: нас подстерегает куда более опасная «гидра» — это средства массовой информации с их разнузданными, я бы даже сказал — шизофреническими, выплесками недостоверной, а порой — нарочито лживой, информации.
    Заметьте: нас в последнее время зомбируют олигархические и политические структуры со следующими «жареными» темами: климатическая, атомная, генетическая и вирусная опасности.
    При этом отсутствие процесса обличения нечистых источников информации и безответственность политиков — это главная проблема человечества.
    ОтветитьНравится
  • Александр Милков  21 марта, 09:58
    Нас не просто зомбируют — нас изо всех сил стараются посадить на адреналиновую «иглу» постоянно поливая «проблемами и опасностями».
    ОтветитьНравится
  • Иванов Андрей  21 марта, 13:55
    Случайно посмотрели на днях фильм «На последнем берегу», про последствия ядерной войны. Плюс Япония.

    Решил посмотреть, что такое радиация. Оказалось, относительно недавно ООН опубликовал отчёт по ЧАЭС. Естественный фон некоторых населённых районов Земли выше, чем фон вокруг ЧАЭС.

    И люди, которые живут недалеко от ЧАЭС, больше пострадали от психологических проблем, чем от радиации. Потому что они думают, что завтра умрут, так как они получают информацию из СМИ, цель которых не информирование, а показать как можно больше крови.

    Чтобы началась лучевая болезнь, надо получить 1 Зв. Это очень много, рабочие на ЧАЭС получали по 200-300 мЗв. Большие дозы облучения получили работники ЧАЭС, которые там были на момент аварии (800 человек) и первые спасатели. Всего умерло от последствий аварии около 4000 человек, как и предсказывали в то время советские специалисты. Это из 200 тысяч, которые участвовали так или иначе в ликвидации аварии. Около 300 тысяч человек вывезли из зоны отчуждения. Было несколько тысяч регистраций рака щитовидной железы у детей (взрослых почти не было), умерло 9 человек.

    При этом пострадавшими от аварии на ЧАЭС сейчас числятся 7 миллионов человек!

    И ещё. От рака умирает четверть населения. Поэтому определить, являлась причиной авария на ЧАЭС или это курение, алкоголь и остальные способы угробить жизнь, не представляется возможным -- среди участников ликвидации смертность от рака примерно такая же, как и по Украине/России/Белоруссии.

    ОтветитьНравится
  • Юлия Рудый  21 марта, 14:08
    «На последнем берегу» — самый страшный фильм о последствиях нажатия «красной кнопки», который я когда-либо смотрела в своей жизни. Притом, что смотрела я его 10 лет назад. О последствиях выброса радиоактивных веществ для Японии и всех прочих последствиях, попробую рассказать в новом материале о «Фукусиме».
    ОтветитьНравится
  • Иванов Андрей  21 марта, 14:02
    Действительно страдают от радиации только дети в утробе матери. Облучение радиацией влияет на те органы, которые в момент облучения развиваются, они получают различные патологии.

    Взрослый человек без радиации жить не может. Самый большой вклад в естественный фон городов делает радиоактивный газ, скапливаемый в подвалах домов. АЭС, ядерные взрывы военных и прочие техногеннные вклады меньше процента.

    Из 80 тысяч выживших при бомбардировке Хиросимы и Нагасаки половина живы до сих пор, а прошло уже больше 50 лет.

    ОтветитьНравится
  • Юлия Рудый  21 марта, 14:10
    На счёт скопления радона в подвалах: измерения не всегда подтверждают сложившийся вывод о том, что в подвальных помещениях и на нижних этажах зданий радон скапливается в больших концентрациях, чем на верхних.
    ОтветитьНравится
  • Иванов Андрей  22 марта, 22:42
    Вентиляция «помогает»? ;)
    ОтветитьНравится
  • Сергей Мельков  21 марта, 15:35
    В разных частях домов радон скапливается по разным причинам. В подвалах — из трещин в земной коре, в квартирах — из водопровода. В общем, проветривайте помещения чаще. И привет счастливым обладателям пластиковых окон.
    ОтветитьНравится
  • 123 15  21 марта, 16:40
    По статье. Вроде как не очень правильно описано.
    Для охлаждения там есть две системы. На дизелях и электро от аккумуляторов. Дизельные накрылись из-за цунами и не работали. А вот электро работали, но запас их, вроде, всего на 8 часов. После этого они встали.
    Это по новостям я так понял.
    ОтветитьНравится
  • 123 15  21 марта, 16:41
    Это я про насосы.
    ОтветитьНравится
  • Юлия Рудый  21 марта, 19:45
    Будем считать это дополнением. Спасибо.

    Желательно всё-таки ориентироваться на первоисточники, а не на «вторые руки». К сожалению, «в новостях» много чего говорили, но лично я так ничего из их материалов и не поняла (кроме того, что надо очень бояться!!), пока сама не полезла разбираться.

    ОтветитьНравится
  • 123 15  21 марта, 22:08
    Да, сейчас не нашел про аккумуляторы. Наверное это были предположения на основе устройства других АЭС еще в первые дни. Тогда еще только гадали об устройстве и системе безопасности.
    ОтветитьНравится
  • 123 15  21 марта, 22:15
    Хотя интернету попадаются упоминания и об аккумуляторах. Но официально не попалось. Откуда то все таки это пошло.
    Пришло в голову, что водород и оттуда вполне мог быть. К примеру если вентиляция перестала работать из-за отсутствия электричества.
    ОтветитьНравится
  • 123 15  21 марта, 22:30
    И вот еще попалось. В японском не силен.
    С удивлением узнал, что наши реакторы (после чернобыля) — по сравнению с этими японскими — мерседесы.
    У нас это в Украине. После чернобыля — «дуют на воду». Может и успокаивают, но то,что у нас даже без электричества и дизельных насосов вода просто самотеком зальет реакторы — это правда.
    ОтветитьНравится
  • 123 15  21 марта, 22:32
    Ссылку забыл вставить в предыдущем
    s52.radikal.ru/i138/1103/17/f05bff6573de.jpg
    ОтветитьНравится
  • Георгий Ратушный  21 марта, 22:51
    новости о событиях на японской АЭС от кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. профессионально
    nuclphys.sinp.msu.ru/ecology/fukushima/index.html
    ОтветитьНравится
  • Сергей Беляев  22 марта, 16:37
    Информации на самом деле мало. Японцы по части закрытия данных о радиационных авариях успешно следуют нашему примеру. Хотя, на этот раз масштабы аварии заставили предоставить существенно больше информации.

    Что касается фактов, то землетрясение АЭС успешно пережила, так же как и цунами. Вполне возможно, справились бы и с охлаждением реакторов, но роковую роль, очевидно, сыграли взрывы водорода. Не исключено, что эти взрывы вызвали дополнительное повреждение комуникаций системы охлаждения. После этого, вероятно, даже восстановление энергоснабжения ситуацию уже не выправило бы.

    Последующие взрывы, судя по фотографиям, привели к значителыным повреджениям. Рост радиационного фона свидетельствует о возможном разрушении оболочки одного или нескольких реакторов и оголении активной зоны. Учитывая, что источником тепловой енергии являются реакции распада, очевидно, сейчас необходимо не только пытаться охладить реакторы водой, но и использовать какие-то более ефективные замедлители. В Чернобыле, помнится, применялись сборки с различными материалами: бором, доломитом, свинцом ... Да и охлаждать реактор ЧАЕС в последующем начали закачанным под него жидким азотом.

    Также прозвучала информация об отказе ряда датчиков на реакторах и хранилищах ОЯТ, поэтому первостепенной задачей становится обеспечение мониторинга ситуации на этих объектах.

    Сообщения об обнаружении радионуклидов в продуктах питания свидетельствуют о том, что заработали биологические цепочки их распространения. Экстренную йодную профилактику населению 20 км зоны провели, как следует из предыдущего комментария.

    Таким образом, аварийная ситуация на АЭС медленно, но продолжает развиваться.

    ОтветитьНравится
  • Александр Милков  23 марта, 14:36
    «Что касается фактов, то землетрясение АЭС успешно пережила, так же как и цунами. Вполне возможно, справились бы и с охлаждением реакторов, но роковую роль, очевидно, сыграли взрывы водорода. Не исключено, что эти взрывы вызвали дополнительное повреждение комуникаций системы охлаждения. После этого, вероятно, даже восстановление энергоснабжения ситуацию уже не выправило бы.»

    Взрывы не смогли бы произойти, если бы работало охлаждение. Это следствие, а не причина, к моменту взрывов охлаждение уже не работало довольно долгое время.

    «Да и охлаждать реактор ЧАЕС в последующем начали закачанным под него жидким азотом»

    Реактор ЧАЭС никогда не охлаждали жидким азотом — жидкий азот там планировали использовать в ловушках «лавы», сооружавшихся под реактором, но это не было сделано. Азот использовался лишь как ингибитор горения — чтобы вытеснить кислород воздуха и уменьшить интенсивность горения графита.

    ОтветитьНравится
  • Сергей Беляев  24 марта, 19:51
    «Взрывы не смогли бы произойти, если бы работало охлаждение. Это следствие, а не причина, к моменту взрывов охлаждение уже не работало довольно долгое время.»
    В этом случае можно говорить об обратной связи: первоначально системы охлаждения отказали скорее всего из-за прекращения энергоснабжения, далее они могли быть повреждены взрывами, поэтому даже восстановление энергоснабжения не позволит запустить штатные системы охлаждения. Кстати, по последним данным энергоснабжение 1-4 блоков восстановлено, но системы охлаждения запустить не удалось.

    «Реактор ЧАЭС никогда не охлаждали жидким азотом»
    Спорить не буду — на ЧАЭС в то время не был. Но в воспоминаниях ликвидаторов упоминание об использовании жидкого азота для охлаждения встречается, причём как в ночь аварии, так и в дальнейшем. Для подтверждения нашёл пару ссылок:
    cripo.com.ua/?sect_id=2&aid=35254
    scepsis.ru/library/id_711.html
    www.popados.info/avariya-pervye-dni-prodolzhenie/

    ОтветитьНравится
  • Александр Милков  25 марта, 00:01
    «В этом случае можно говорить об обратной связи: первоначально системы охлаждения отказали скорее всего из-за прекращения энергоснабжения,»

    Системы охлаждения могут обеспечиваться электроэнергией тремя путями:
    1. Силовой кабель от других электростанций (он был поврежден в следствии землетрясения)
    2. Аварийные дизель-генераторы — были автоматически запущены при отключении электроснабжения (Уничтожены через час работы пришедшим цунами)
    3. Резервные аккумуляторы, рассчитанные на 8 часов работы. 8 часов, собственно, они и отработали.
    После исчерпания всех средств аварийного охлаждения реакторы начали «вскипать» — начала расти температура, происходила пароциркониевая реакция (разрушались ТВЭЛы), выделялся водород, который и взорвался в последствии при аварийном сбросе.
    Сожалею, но говорить, что «землетрясение АЭС успешно пережила, так же как и цунами.» — это то же самое, что говорить о успешной ампутации у человека почек и потом удивляться, что он умер через трое суток. Не рассчитана была эта АЭС на такие подвиги, как ни крути.

    Лучше пусть разберутся кто в этом виноват — разработчик, который не учел условия эксплуатации, или правительство, принявшее такой проект к исполнению...

    «Спорить не буду — на ЧАЭС в то время не был.»

    Я так же не был на ЧАЭС, но вопросом этим занимался в свое время плотно, и изучал его не по сводкам желтой прессы. Еще раз повторюсь — азот использовался, этого не отрицаю, но цель его использования была не в охлаждении (костер одинаково хорошо горит и летом и зимой), а в пожаротушении, поскольку он не поддерживает горение и вытесняет кислород. Здесь мы наблюдаем инерцию человеческого мышления — раз жидкий азот, значит будем замораживать, но это не всегда так.

    ОтветитьНравится
  • 123 15  25 марта, 01:31
    «Лучше пусть разберутся кто в этом виноват — разработчик, который не учел условия эксплуатации, или правительство, принявшее такой проект к исполнению...»
    Это разработка по моему еще 1965-го года. Так что ни правителей, ни разработчиков уже не достанешь. Да и чего ждать от технологий полувековой давности. А вот за экономию на модернизации наказать стоит. Особенно после цунами 2004-го можно было предвидеть последствия.
    ОтветитьНравится
  • Александр Милков  25 марта, 10:29
    «А вот за экономию на модернизации наказать стоит.»
    Об этом я и хотел сказать. Честно сказать — я до сих пор не могу поверить, что настолько «продуманное» и технологичное государство как Япония могло оказаться способным на такую вопиющую безалаберность.
    ОтветитьНравится
  • Анна Яковлева  25 марта, 19:27
    А вот, вопрос.. Теоретичекий. По поводу альтернативных методов получени энергии.. Что будет, если предположить, что произойдут сдвиги земной коры и земля (например, Фукусима) окажется под водой? А если не одна, а несколько АЭС окажутся под водой?
    ОтветитьНравится
  • Анна Яковлева  25 марта, 19:29
    Вместе с ядерными отходами?
    ОтветитьНравится