Жидкий воздух может служить неплохим энергоносителем. Правда, для транспортных нужд, которые первыми приходят в голову, он подходит плохо. А вот работоспособность стационарной энергетической установки такого типа доказана на опыте. Его провели инженеры в Соединённом Королевстве.
Британская компания Highview Power Storage в течение последних девяти месяцев проводила первую фазу испытаний пилотной установки CryoEnergy System (CES). Она призвана помогать обычной тепловой электростанции во время пиков энергопотребления, сглаживая нагрузку на основное оборудование.
Базовый принцип действия CES очень прост. Когда в сети идёт спад, лишняя электроэнергия используется, чтобы охладить воздух до –196 градусов и превратить его в жидкость. Та отправляется в теплоизолированную ёмкость.
Когда энергия снова нужна, жидкий воздух подогревают теплом атмосферы, он начинает кипеть, расширяясь в 700 раз. Далее всё происходит как в обычной тепловой станции — находящийся под большим давлением воздух крутит турбину, а та — вал генератора.
Такую идею учёные и инженеры уже выдвигали не раз и в разных странах, но именно Highview Power Storage воплотила её в жизнь.
300-киловаттная опытная установка CES была смонтирована на одной из электростанций компании SSE, причём систему подключили к национальной энергосети.
Авторы CES отмечают, что при нагреве диковинного энергоносителя воздухом атмосферным подобный генератор способен вернуть в сеть лишь 50% от той энергии, что ранее ушла на сжижение воздуха. Но если использовать бросовое тепло от какого-либо промышленного объекта (а в данном случае оно шло от оборудования самой электростанции, приютившей у себя систему CES), КПД вырастает до 70%.
Жидкий воздух для CES пока производили вне опытной площадки, но сейчас Highview монтирует установку для сжижения в рамках самой CES. Полная система будет тестироваться во второй фазе испытаний.
Выхлоп CES — это чистый воздух, причём довольно холодный. Его англичане тоже предлагают использовать. Например, он пригодится для нужд кондиционирования, для охлаждения промышленного оборудования или компьютеров в дата-центрах, наконец, для снижения расхода энергии, используемой в самой CES для сжижения всё того же воздуха (что повысит общую эффективность).
Как информирует Gizmag, к концу 2012 года Highview планирует запустить в работу коммерческую энергетическую систему на жидком воздухе выходной мощностью 3,5 мегаватта, а в 2014-м нарастить производительность своего комплекса до 8-10 мегаватт.
Ещё британцы придумали родственную систему — CryoGenset (CGS). В общих чертах она работает аналогично CES, но выработка жидкого воздуха (либо как вариант — жидкого азота) и его использование для производства электричества тут намеренно разведены по разным промышленным объектам.
Замысел таков: сжижать воздух можно в одном месте, а потом развозить его в автоцистернах по нескольким точкам.
Такая перекачка энергии может показаться лишённой смысла. Но, во-первых, в целом вся система сохраняет важную роль энергетического буфера. Располагая собственной CGS, какой-нибудь завод может сам покрывать свои всплески потребления электроэнергии. А во-вторых, CryoGenset позволяет довольно просто утилизировать даровое тепло от промышленных установок, которое иначе просто выбрасывалось бы в атмосферу. Ну и даровой холод, производимый системой, тоже можно использовать на месте.
Британцы считают CES и CGS хорошей альтернативой другим способам буферного хранения промышленных объёмов электроэнергии. Если говорить об аккумулирующих гидроэлектростанциях, то они выигрывают у жидкого воздуха в КПД, но требуют огромных водохранилищ, для которых не везде найдётся место, да и строить которые — долго и дорого.
Если сравнивать CES с системами на основе аккумуляторных батарей, то последние опять же могут обойти жидкий воздух в эффективности. Тут меньше энергии пропадает при двойном преобразовании её туда и обратно. Но, увы, подходящие для данной цели батареи стоят вчетверо дороже: $4 тысячи за киловатт мощности против $1 тысячи у CES.
Так что на стороне криогенного комплекса — относительная дешевизна, быстрота возведения и компактность установки. Как на эти доводы отреагируют энергетики — посмотрим. Для начала, наверное, стоит подождать завершения тестов CES в полном объёме.
Очевидный минус: высокая взрывоопасность, даже при хранении в танке исключительно азота.
Имеется сложность при использовании охлажденных при аддиабатическом расширении газов ввиду непредсказуемого цикла их высвобождения.
Уже считали — один кг жидкого воздуха — эквивалентен десяти литрам воды в водокачке ( неужто хуже?) ужо на крайняк иже плотины яму побольше выкопать и воду из нее взад в водохранилище качать — ежели не ймется.
А так пики потребления ( как в плюс так и в минус) ( если они тяжко переносятся оборудованием)- «легко» лечатся тарифной политикой — благо нынче многотарифный счетчик не вопрос — ночью даром в пик ценая такая чтоб с ночи в термосе воды накипятили.
Берем камень, мачту и канат, через систему блоков камень будет подниматься и опускаться крутя вал генератора посредством каната. Просто, дешево, долговечно и почти не нуждается в обслуживании.
1. С учетом стоимости электричества на работу кондиционеров — прекрасный способ обеспечения холодом бытовых систем кондиционирования, холодильников супермаркетов и складов.
2. интересная альтернатива для обеспечения эненргией «зеленого» городского транспорта
3. Сжижженый воздух — любопытное дополненние для солнечной электростанции, позволяющее повысить ее КПД в 2-3 раза. ВСЕ тепло от солнышка,которое передано сжатому воздуху превратится в электричество.