Объявлен год старта первой постоянной заправки для спутников

Аппарат-заправщик будет стыковаться с «клиентом» через узел, который уже присутствует у трёх четвертей современных орбитальных спутников (иллюстрация MDA).

Спутник, способный подпитывать топливом «выдохшихся» товарищей, а также устранять мелкие поломки на них, намерены отправить в околоземное пространство канадцы.

Вывод на орбиту первой перманентной заправочной станции планирует корпорация MacDonald, Dettwiler and Associates (MDA), подписавшая контракт с компанией Intelsat.

За $280 миллионов Intelsat получит возможность в течение 2-4 лет дозаправлять свои пять спутников связи прямо на орбите (каждому потребуется около 200 килограммов топлива). Всего же аппарат-бензоколонка Space Infrastructure Servicing (SIS) сможет нести на борту две тонны горючего на продажу. Половину, как видим, авторы проекта уже «пристроили».

Заправщик пристыкуется к целевому спутнику, воспользовавшись соплом его двигателя подъёма апогея (apogee kick motor). Такую идею уже, кстати, высказывали авторы "реаниматора" ConeXpress. А дальше SIS как-то отделит часть тепловой защиты спасаемого аппарата, подключится к его топливной магистрали и перекачает топливо. MDA оценивает, что манёвр стыковки потребует от заправляемого спутника связи прервать работу на 20 минут.

Планируется, что аппарат SIS будет не только подпитывать соседей, но и проверять их, проводить мелкий ремонт, расправлять солнечные батареи и даже буксировать спутники. В этом ему поможет роботизированная рука.

Создатели новых спутников смогут значительно увеличить продолжительность жизни аппаратов. Кроме того, новичок может пригодиться для растаскивания космического мусора, перевода его на орбиту захоронения или же в нижние слои атмосферы для уничтожения (иллюстрация MDA).

Необходимость в такой услуге очевидна: современные спутники могут выходить на орбиту с весьма ограниченным количеством топлива на борту, требующимся для коррекции орбиты. Пустой «бензобак» делает часто вполне работоспособный аппарат никчёмным.

В результате возникают сразу две проблемы: космический мусор, планы по уборке которого ещё только зреют, и необходимость строительства и вывода на орбиту новых спутников.

Ранее экспериментальный космический заправщик, первый такой аппарат, испытала компания Boeing по заказу исследовательского агентства Пентагона (DARPA). В рамках миссии Orbital Express она успешно переправила топливо между парой автоматических аппаратов в околоземном пространстве. Кстати, роботизированную руку заправщика-ремонтника создавала как раз MDA.

На разработку и сборку SIS уйдёт примерно 3,5-4 года. Если всё пройдёт гладко, то в 2015 году спутник-заправщик поднимут на высоту около 36 тысяч километров. Вероятно, к тому времени у MDA появятся и новые клиенты.

Земной аппарат впервые вышел на орбиту Меркурия

18 марта 2011

Обосновано перемещение орбитального мусора лазером

16 марта 2011

Учёные мечтают отправить к звёздам термоядерный «Икарус»

10 марта 2011

Самый работящий шаттл благополучно вернулся домой

9 марта 2011

Первый андроид-астронавт полетел на МКС

25 февраля 2011
  • Евгений Храмцов  18 марта, 21:30
    Супер. Вот оно — то о чем я писал в статье о Дидале. Развитие инфраструктуры в космосе, что должно заметно снизить со временем стоимость полетов, требующих вторую космическую.
  • Иван Соколов  22 марта, 12:21
    для того, чтобы какую-то инфраструктуру в космосе развивать, надо иметь там нормальную опорную базу, а не то что МКС)). + полёт на марс чуть ли не два года занимает (при стандартных средствах) — какую ж инфраструктуру тогда разовьёшь?
  • Начинать-то с чего-то надо? Американская экспансия, между прочим, началась не с постройки Эмпайр-стейт-билдинг и башен-близнецов. Со скромных деревянных фортов с земляными валами она началась...
  • Иван Соколов  22 марта, 13:43
    Ну начинать надо, но я думаю ,что не с этого. О какой-либо инфраструктуре в космосе можно думать только после изобретения двигателя преодолевающего скорость света. А пока этого нет...
  • Нафига он Вам уперся в пределах Солнечной системы? Для освоения ближнего космоса и досветовых скоростей хватит за глаза. Хотя новый двиг не помешал бы, чтоб до того же Марса, к примеру, не тащиться два года по баллистическим траекториям, а иметь возможность двигаться прямолинейно с постоянным ускорением (1/2 разгон, 1/2 торможение). Но сверхсветовые скорости тут при чем?
  • Иван Соколов  22 марта, 14:48
    да при том.))) то ли пара минут (говорю навскидку, без подсчёта ) до марса, то ли пара лет до марса. Быстрое перемещение даст возможность быстрого развития.
  • Мечтать — это, конечно, здорово... Но только вот космический заправщик построить реально, а сверхсветовой двигатель — нет (по крайней мере пока). По Вашему, паровозы строить не стоило, надо было ждать изобретения и постройки боинга?
  • Иван Соколов  22 марта, 17:28
    И всё-таки я не вижу сути — как в создании продвинутых двигательных систем нам может помочь спутник, который будет дозаправлять другие спутники))
  • а кто говорит, что этот спутник ступенька именно в развитии двигательных систем? Или Вы про мою аналогию? так она просто аналогия... Мог бы что-то «бездвигательное» выбрать... Например, считать на счетах, принципиально не воплощая в жизнь калькуляторы, пока не появится хотя бы пентиум 2. Или отказаться в принципе от санации ран, пока не изобретут хотя бы сульфаниламиды... На то оно и аналогия, что буквально ее трактовать незачем...
  • Иван Соколов  22 марта, 20:32
    я про вашу аналогию. Просто не сразу понял, что вы не буквально. :)
  • Евгений Бортников  19 марта, 01:04
    Человек будущего — человек живущий в космосе.
  • Владимир Королёв  19 марта, 09:47
    Как только загадим планету полностью, так сразу все в космос.
  • ну тогда стоит уже собирать чемоданы, помоему загадили уже по полной, хотя мы ж такие, мы и космос загадим. :))
  • А о заправке таких спутников кто-либо думал?)
  • Олег Апарцев  21 марта, 06:38
    Так он из одних будет скачивать, а другие — заправлять! (Шутка).
  • а зачем?
    из полезной нагрузки на нём только топливо и элементы управления.
    как топливо кончилось, так значит его спустят на Землю.
    или для повторного использования или затопят, что бы не заморачиваться.
  • Владимир Королёв  19 марта, 15:48
    Еще нужен орбитальный мусоросборщик и строительные роботы, которые из мусора будут делать объекты будущей инфраструктуры.
  • Иван Соколов  22 марта, 12:17
    Вообще, конечно, заправка для спутников это хорошо.... НО. Какой в этом смысл? Придётся постоянно «дозаправлять» сами эти спутники. Или же перед запуском его надо будет заправлять как последний раз. :)Следовательно его вес увеличится и придётся потратить много топлива, чтобы поднять его на орбиту) ---> надо будет искать ультралёгкие материалы, которые будут выполнять роль сосуда при поднятии топлива на орбиту. А особо прочных и лёгких материалов пока не видно. Поэтому не проще оставить всё как есть?
    Если у вас есть 10 спутников связи, которые болтаются на орбите много лет и вот-вот выработают своё топливо для коррекции орбиты — что вам выгоднее — построить запустить взамен этих спутников новые 10 идентичных аппаратов, или создать и запустить туда ОДИН спутник, который облетит их все последовательно, дозаправит и добавит им тем самым ещё несколько лет активной жизни?
    И зачем сам этот спутник-заправщик постоянно дозаправлять?? Уже только ОДНА его миссия с отправкой на геостационар пары тонн горючки «на раздачу» — очень выгода заказчику. А там пусть катится ко всем чертям. Нужно будет — построят и запустят новый. Это намного лучше, чем старые спутники заменять :-) Поинтересуйтесь, сколько один такой стоит.
  • Насколько я понял, даный заправщик имеет запас заправочного топлива достаточный, для выполнения его функций весь (недолгий) срок его функционирования. Так что о его дозаправке речь не идет.
    На перспективу же — явно легче доставить залить топливо в один заправщик, нежели гоняться за каждым из двух десятков спутников, которым это топливо предназначено, персонально. Тем более, вывод на орбиту именно запасных топливных емкостей, по идее, заведомо проще, нежели всего заправщика или спутника. Как минимум это можно было бы делать той же пушкой — стартовые перегрузки которой явно не годятся для спутников...
  • Иван Соколов  22 марта, 13:45
    ну хорошо. Но топливо рано или поздно закончится на «дозаправочном» спутнике и что дальше? В конце концов этому спутнику тоже надо топливо для коррекции орбиты.
  • «За $280 миллионов Intelsat получит возможность в течение 2-4 лет дозаправлять свои пять спутников связи прямо на орбите (каждому потребуется около 200 килограммов топлива). Всего же аппарат-бензоколонка Space Infrastructure Servicing (SIS) сможет нести на борту две тонны горючего на продажу.»
    «Орбитальный жизненный цикл самого новичка будет составлять около 5 лет. За это время он сможет обслужить 10-11 спутников или провести столько же миссий зачистки.»
    Если я хоть что-то понимаю в печатном слове, никто ЭТОТ аппарат дозаправлять и не планирует. В него напихают топлива, которого хватит на дозаправку расчетного кол-ва спутников — столько, сколько успеет обслужить заправщик за срок своего существования.
  • Сергей Смирнов  22 марта, 14:47
    Интересно, никто не думал этот самый дозаправщик сделать из двух частей — одна часть — это бочка :-) с топливом — которую нужно поднять в космос, а другая часть — сам дозаправщик — двигатели/система управления и т.д. После «слива» всего топлива с бочки — сама бочка вниз — на парашюте — на заполнение на Землю — и опять в космос — на орбите стыковка и т.д. ?
  • Иван Соколов  22 марта, 14:51
    ну а сколько топлива потребуется чтобы вывести эту махину на орбиту — вы представляете? Это вам будет не пара сотен кг..
  • Представляю. Я только не представляю, с чего Вы решили, что в МДА и Интелсат считать не умеют? Если они находят проект рентабельным, то факел им в руки — вперед, в космос! Глядишь, следующийм проектом завод по постройке спутников сделают или по добыче топлива из вакуума. ;)
  • Михаил Фёдоров  23 марта, 08:23
    Мне кажется на сегодня SIS – скорее маленький шаг по отработке технологий… каких частично раскрыто в статье. Ведь если даже топливо на орбиту будут закидывать пушками, то вероятно это будут небольшие порции в «простой упаковке» без каких либо навигации и управления. Да запустить из пушки по суборбитальной траектории болванку так, чтобы она не вернулась в место запуска, практически невозможно. Вот тут то и понадобится Сборщик/Заправщик. Интересно каково должно быть соотношение масс чтобы скорректировать траекторию суборбитального снаряда для последующего его захвата?
    Конечно, SIS не обладает необходимым для сбора «топливных капсул» функционалом, но так ведь никто ещё на орбиту ничего не закидывает. Хотя уже наверно пора контейнеры проектировать.
  • Михаил Фёдоров  23 марта, 09:57
    Кстати немного посчитал и прослезился.... не получится использовать для гравитационного манёвра даже орбитальную махину в 10 раз тяжелей чем существующая МКС. Причин две: во первых даже масса в 10 МКС обеспечит максимально возможное приращение скорости всего около 0.001 м/с; во вторых надо ведь из пушки попасть в «бутылочное горлышко» летящее со скоростью около 7.7 км/с.
  • Но все равно, это вопрос технологии, не более. Те же «снаряды» можн немного усложнить — примитивнейшая электроника (радиомаячок и еще пару мелочей), минимальный запас топлива и собственный двиг — «допихнуть» снаряд до геостационарки... Можно еще пофантазировать про лазерное наведение (и сюда корректирующие движки тоже вписываются), сети уловителя, толпа мелких роботов-ловителей...
    Если из этого что-то получится — то дальше куда больше фантастики станет реальностью — натуральная тебе перевалочная станция — для всего, что не бьется. ;) Пища, воздух, металы, топливо, длугие материалы. Отсюда уже напрашивается следующий шаг — орбатильная постройка (хотя бы тех же спутников).