Испытаны электроды для батарей с зарядкой за несколько секунд

На поперечном сечении нового электрода хорошо видна регулярная сотовая структура (фото Huigang Zhang, Xindi Yu, Paul V. Braun/ Nature Nanotechnology).

Очень быстрая зарядка и высокая удельная мощность — конёк конденсаторов. Но они вмещают мало энергии. Батареи, напротив, обладают отличной ёмкостью, но не позволяют быстро себя «заправить». Совместить темп заряда, как у конденсаторов, с ёмкостью аккумуляторов удалось американским физикам.

Исследователи из университета Иллинойса (UIUC) разработали трёхмерный катод с наноструктурой, позволяющий химическим батареям принимать и отдавать энергию с колоссальной скоростью.

Как рассказывает Green Car Congress, на основе этого катода исследователи построили опытные устройства с литиево-ионной и никель-металлогидридной химией, которым удалось «скармливать» ток величиной до 400C и 1000C соответственно. Напомним, 1C — это зарядный ток, численно равный ёмкости батареи в ампер-часах, он примерно соответствует времени заправки в один час. (Таким образом, при токе 1000C на заправку нужно в тысячу раз меньше времени.)

Профессор Пол Браун (Paul Braun, в центре) возглавлял группу создателей чудо-электрода, в которую также вошли Синьди Юй (Xindi Yu, слева) и Хуэйган Чжан (Huigang Zhang) (фото L. Brian Stauffer).

Достигнутый показатель на один-два порядка превосходит темп заряда, который могут позволить себе батареи с похожими по составу, но цельными электродами. В своей статье в Nature Nanotechnology авторы эксперимента сообщают, что на базе такого катода можно сконструировать, к примеру, литиевые батареи, способные заряжаться на 90% за 2 минуты.

Столь быстрая зарядка и быстрая отдача энергии (высокая выходная мощность) позволит создать импульсные лазеры и дефибрилляторы, которым не требуется передышка на накопление энергии для очередного «выстрела». А электромобили смогут отправляться в дальние поездки: даже если запаса электричества в аккумуляторах не хватит на всю дорогу, зарядка на ближайшей станции займёт не больше пяти минут. Кроме того, учёные прогнозируют появление мобильников, способных заряжаться за секунды.

Схема батареи с трёхмерным высокопористым катодом и пути зарядов в нём. Ниже: схема производства электрода. Серым показаны временные микросферы, зелёным — металл, жёлтым — активная масса. Справа: электрод на разных стадиях формирования, снимки с электронного микроскопа (иллюстрации Huigang Zhang, Xindi Yu, Paul V. Braun/ Nature Nanotechnology).

Необычный электрод исследователи изготовили следующим образом (смотрите рисунок выше). На поверхности была выложена решётка из крошечных сфер, упакованных вплотную друг к другу. Пространство между сферами учёные заполнили металлом. Далее сферы были растворены.

Новый катод при большом увеличении. Здесь он заполнен литированным диоксидом марганца (фото Huigang Zhang, Xindi Yu, Paul V. Braun/ Nature Nanotechnology).

Так получились пористые трёхмерные металлические леса. При помощи электролитической полировки часть металла была удалена, а поры увеличены в размерах.

После этого электрод заполнили активным веществом. Оно образовало на поверхности пор тонкую плёнку, в которой обеспечивалась высокая подвижность ионов, в то время как металл служил для скоростного транспорта электронов. (Подробности также можно найти в пресс-релизе университета.)

Создатели «бинепрерывного трёхмерного электрода» особо отмечают, что он пригоден для батарей практически с любой химией. Это необязательно будут литиевые или никелевые аккумуляторы. Как только учёные придумают в этой области что-то перспективное, высокопористый металлический катод можно попробовать приспособить и для этой новинки.



Созданы эффективные кремниевые нанотранзисторы

22 марта 2011

В Канаде созданы биоразлагаемые антираковые наночастицы

21 марта 2011

Испытано промышленное хранение энергии в жидком воздухе

17 марта 2011

Учёные создали программируемого молекулярного робота

11 марта 2011

Испытана ультраэкономичная фазовая память

11 марта 2011
  • «Батареи, напротив, обладают отличной ёмкостью» — уже существенное преувеличение...
    На емкость батареи, как я понимаю, новшество мало повлияет... А вот долговечности и циклов, подозреваю, может существенно поубавиться.
    «Создатели «бинепрерывного трёхмерного электрода» особо отмечают, что он пригоден для батарей с любой химией.» Ну это уже явное бахвальство! Чтоб далеко не ходить, давайте СК батарею представим, построенную по такому принципу... И подумаем, как быстро все эти замечательные поры сдохнут из-за сульфатации...
    ОтветитьНравится
  • Михаил Пушной  22 марта, 17:03
    Мне кажется, они свинцовые батареи даже не рассматривали. Свинец у них, как анахронизм..
    ОтветитьНравится
  • Ну и нефиг тогда писать про «любую химию» :) Тем более, что свинец еще и далеко не сказал своего последнего слова, и перспектива развития у него еще есть...
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  22 марта, 17:23
    Добавил «практически с любой». Вообще по контексту следовало, что они смотрят на перспективу, на «химию», которая только в разработке..
    ОтветитьНравится
  • Ну, дай-то бог... Качественно новый резервуар эл.энергии человечеству ой как нужен...
    Но зарядка в 1000С меня пугает — хана проводке. :)
    Да и, как ни крути, хлипенько выглядит сотовая структура... Корроции будет подвержена, скорее всего, недолговечна — «прогорать» при реакциях будет... Или я ошибаюсь?
    ОтветитьНравится
  • Александр Стрелец  22 марта, 18:08
    «Батареи, напротив, обладают отличной ёмкостью» В сравнении с конденсаторами. Всё правильно в статье написано.
    ОтветитьНравится
  • Юрий Кротов  22 марта, 20:17
    Где-то говорилось, что нано-электроды меньше повреждаются при зарядке, т.к. электроны свободно проходят сквозь решётку, а не пробиваются сквозь неё (как это происходит обычно). А значит циклов она выдерживает больше.
    Ну или как-то так. Но вот действует-ли оно в этом случае, я не знаю.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Заплатин  22 марта, 21:31
    Свинец «душат» по всей европе и мнение ученых на последнем месте. Как гарантийный человечек я больше всего злюсь за RoHS и припои без свинца.
    ОтветитьНравится
  • «лучшей» и «отличной» — чуствуете разницу? Употреблять превосходную степень касательно существующих батарей, как по мне, элементарно некорректно...
    ОтветитьНравится
  • Практика покажет...Надеюсь.
    ОтветитьНравится
  • Кстати (извините за оффтоп), а в чём проблема с припоем без свинца?
    ОтветитьНравится
  • Они расслаиваются и трескаются. Это нередко приводит к отказу микросхем на BGA-монтаже.
    ОтветитьНравится
  • Николай Ганеев  5 сентября, 17:11
    Полностью согласен.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Асташкин  22 марта, 19:34
    -- Ну у меня не меньше даже поболее будет ..
    ОтветитьНравится
  • Георгий Ратушный  22 марта, 20:39
    день позитивных новостей) надеюсь. что так оно и будет)

    если по теме — насколько я понял, придуман способ создания красивой разветвленной структуры с неплохой доступностью к любой точке. Абсолютно не специалист в данной теме, но
    1. похоже, что метод несерийный и в обозримом будущем таковым не станет.
    2. при попытке приблизиться к макроскопическим размерам образца возникнут серьезные проблемы, связанные с плавлением части структур из-за слишком сильного тока — толщина проводников ведь везде постоянна. что в глубине, что у токосъемной поверхности
    3. «пропитка» составом, хранящим энергию тоже сильно замедлится => неоправданно вырастет время производства

    ОтветитьНравится
  • 3.На конвеере наименее страшно. В конце концов, пшеница или там свиньи тоже не за пять минут вырастают. Заложили пропитку первого на месяц — и дальше каждый день, через месяц каждый день снимаем продукт в производство...
    1. Автомобили когда-то тоже несерийными были. Тоже, думаю, решабельно.
    2. Действительно, проблема... Хотя...
    ОтветитьНравится
  • Георгий Ратушный  23 марта, 01:25
    кстати да, еще. развитие пункта 2 и идеи, что подводящая проводка не выдержит:
    даже если бы структура была дендримерной, слишком быстро сниматьзакачивать энергию не получится при сколь угодно малых ненулевых сопротивлениях — аккумулятор будет очень сильно греться (а при коротком замыкании — и взрываться). не у места съема напряжения, так по всему объему. и не понятно еще, что проще технически предотвратить

    пока писал еще один баг вспомнил, но он решаемый: в очень тонких проводах (нанометры) дефекты увлекаются током зарядов. IBM с этим в свое время столкнулось и сильно боролось. приводит к уплыванию формы проводника от изначальной

    ОтветитьНравится
  • Все равно, пусть экспериментируют. Вдруг и выйдет у них чего...
    ОтветитьНравится
  • Сергей Мельков  23 марта, 19:32
    Заряжать электромобиль током 1000С? Интересно, где источники питания взять, чтобы такой ток получить.
    ОтветитьНравится
  • Рустэм Рахимов  24 марта, 10:10
    Ну для этого на зарядных станциях будут кондесаторы большие, которые будут постоянно подпитываться.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Мельков  24 марта, 23:41
    Чем больше конденсатор, тем медленней он заряжается. Да и с машиной придется соединяться медной штангой в руку толщиной.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  24 апреля, 17:26
    Все зависит от напряжения можно 1000 вольт дать тогда провод не надо делать толстым. Не беритесь предвидеть трудности все они легко решаемы. А выгода в реальной экономии энергоресурсов. Электромобили датут 2-3 кратную экономию. И это перевесит все.
    ОтветитьНравится