Палеонтологи обнаружили органические останки древнего белка

Заднюю часть неизвестной зверушки откопали в формации Грин-Ривер (Green River Formation) в штате Юта. Судя по всему, передняя её часть стала чьим-то обедом (фото N. P. Edwards).

Учёные из Великобритании разглядели останки органических веществ, законсервированные в теле древнего существа в течение 50 миллионов лет.

Герои исследования – аминогруппы, составлявшие когда-то белок кожи рептилии (скорее всего, бета-каротин). Визуализировать их распределение палеонтологам из университета Манчестера удалось при помощи необычного метода исследования – инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье (FTIR).

Кристаллический «щуп» проходит по поверхности окаменелости, и компьютер считывает распределение отражённого инфракрасного сигнала. Органические вещества поглощают часть ИК-излучения и меняют отражённый сигнал, поясняют палеонтологи.

В ходе исследования учёные, не разрушая образец, получили детальную карту кожи ископаемого существа, выяснили, что собой представляют органические останки 50-миллионолетнего белка.

Распределение элементов в окаменелой коже подтвердили и другими методами исследований (иллюстрации Royal Society Proceedings B: Biology).

"Органические" в данном случае означает, что вещества хоть и деградировали, но не разрушились полностью, сохранив часть своей истории для биологов.

Британцы предполагают, что за столь хорошую консервацию древней кожи стоит благодарить металлы, присутствующие в тканях в ничтожных количествах. В благоприятных условиях они могут образовывать связи с веществами в коже и с минералами из окружающей почвы. Этот процесс останавливает вымывание разлагающихся тканей и их дальнейшее разрушение.

В Испании обнаружен гигантский непрыгающий кролик

22 марта 2011

Учёные создали программируемого молекулярного робота

11 марта 2011

Ходячий кактус рассказал об истории панциря

24 февраля 2011

Открыт зауропод с громовыми ногами

24 февраля 2011

Южноамериканский медведь оказался самым большим

8 февраля 2011
  • Александр Вихров  24 марта, 11:15
    Это что-то невероятное. Надо как-то объяснить целительную роль микропримесей металлов. В аминокислотах их нет, а в белках есть только функциональные — железо в гемаглобине, цинк в цинковых пальчиках и пр.
    Если белки могут сохраняться 50 млн лет, то непонятно, как тогда быть с теорией диффузии, ибо атомы и вакансии прыгают, перемещаются и фоссилизация останков неизбежна. Да и сами аминокислоты склонны к самораспаду, азот и кислород вылетают, что даже в законсервированных условиях тривиально ведет к образованию углеводородов, какие есть в месторождениях нефти и газа.
  • Юлия Рудый  24 марта, 16:05
    Сам белок не сохранился. Относительно роли металлов: самое лучшее объяснение в статье. Как я поняла, стабилизации способствовало образование хелатных комплексов с меланином (а также некоторые другие процессы, что описаны в статье).
  • Александр Вихров  24 марта, 18:32
    Меланины — это продукт окислительного превращения достаточно редкой аминокислоты тирозин в пигменты черного цвета. У вас в статье говорится о металлах. Но даже если это ошибка, то устойчивость меланопротеидов в течение десятков миллионов лет, для меня, как материаловеда, штука немыслимая. Пусть биологи поищут другое объяснение. Ошибка в датировке будет считаться более адекватным объяснением.
  • Юлия Рудый  25 марта, 10:01