Инженеры предложили стратегию изучения Марса роем роботов

Роботом, который мог бы исследовать марсианский пейзаж, может стать Jollbot (на снимке), детище коллег британцев (фото University of Bath).

Учёные из Великобритании придумали, как наиболее эффективно использовать для исследования Красной планеты группу из нескольких десятков миниатюрных автономных роботов. Разработанная программа поможет им действовать по принципу пчелиного роя.

Арон Кисди (Áron Kisdi) и Эдриан Тэтналл (Adrian Tatnall) из университета Саутгемптона (University of Southampton) решили, что копирование поведения насекомых позволит довольно быстро изучить не только обширные площади марсианской поверхности, но и пещеры.

Вместо больших и медлительных роверов они предложили использовать мелких ползающих или прыгающих и катящихся роботов. Группа из 40-60 таких аппаратов могла бы распространяться от места прибытия посадочного модуля по большой территории, собирать основные сведения и находить места с заранее заданными условиями, а потом возвращаться на базу кратчайшим путём.

Затем после сравнения данных каждый микробот мог бы выбрать, стоит ли ему отправляться на новое место или же повторить свой поход для более тщательного изучения местности.

В конце концов, коллективный разум решал бы, в каком направлении есть смысл отправить основной напичканный всевозможными сенсорами аппарат или же где стоит посадить новые роверы.

Так же в живой природе поступают рабочие пчёлы, когда подыскивают подходящее место для нового улья, или тараканы, совещающиеся по поводу еды.

Все плюсы и минусы такой стратегии инженеры описали в своей статье в журнале Acta Astronautica. Там же они рассказали о созданной ими компьютерной программе, которая имитирует работу пчелиного роя.

Моделирование показало, что рой из 50 роботов может исследовать до 300 квадратных метров площади примерно за 5 дней. Чем больше миниатюрных разведчиков выпустит посадочный модуль, тем быстрее они управятся.

Такой подход, по мнению учёных, позволит сэкономить время и средства на постройку больших исследовательских аппаратов, использовать марсианские роверы с большей отдачей. Кроме того, если поломка или, того хуже, потеря ровера губят всю миссию, то исчезновение пары-тройки миниатюрных роботов не остановит ход работ.

Сейчас учёные работают над созданием технической базы, необходимой для работы роя микроботов.

Подобная фантазия британских инженеров – не первая в своём роде. Мы также рассказывали о проекте "прыгающих мячиков" (на картинке). По неизвестным причинам его проработка была остановлена в 2007 году (иллюстрация Gus Frederick).



Японец построил робота для кормления человека

23 марта 2011

Испанский андроид запущен в коммерческую эксплуатацию

21 марта 2011

Объявлен год старта первой постоянной заправки для спутников

18 марта 2011

Земной аппарат впервые вышел на орбиту Меркурия

18 марта 2011

Обосновано перемещение орбитального мусора лазером

16 марта 2011
  • Евгений Самченко  24 марта, 15:24
    «...В конце концов, коллективный разум решал бы, в каком направлении есть смысл отправить основной напичканный всевозможными сенсорами аппарат или же где стоит посадить новые роверы...»
    Ага.
    А потом эти сволочи обнаружат тайник с марсианскими супер-пупер роботехнологиями и задумаются «...а стоит ли вообще, этим двуногим слизнякам что-то про это докладывать?»
    ОтветитьНравится
  • Андрей Балаев  24 марта, 17:35
    Да я думаю, что это промежуточное решение.
    Если людей отправлять на марс дорого и опасно, то почему бы не послать туда андроидов, типа «терминатора» или из фильма «Я, робот», вне всяких сомнений, подобные роботы появятся в ближайшие 10-20 лет, если судить по опытным прототипам.
    Пусть бы себе исследовали и докладывали, подготавливали почву для колонизации, заодно бы подремонтировали «Спирит», который застрял в песке :)
    ОтветитьНравится
  • Хиномото Хомура  24 марта, 20:39
    Андроид далеко не лучшая форма для робота. Передвижение такого робота доставляет много головной боли программистам. И при этом речь идет о зданиях или асфальте. В песке андроид просто утонет. Колесо гораздо совершеннее ноги.
    ОтветитьНравится
  • Иван Соколов  25 марта, 17:29
    Ну андроид не совершенен только в определённых областях. Только разве что если верхешка будет человек, а низ колёса. ))
    ОтветитьНравится
  • Иван Соколов  25 марта, 17:29
    верхушка). Опечатка вышла
    ОтветитьНравится
  • Денис Мельников  27 марта, 10:55
    на дерево колесом не залезешь. вопрос в предназначении: по пустыне лучше всего подходят гусеницы или воздушная подушка, но кёса экономичнее и могут крутиться независимо друг от друга.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Балаев  28 марта, 01:56
    Согласен, но не совсем. Если так рассуждать, то мы опять же придем к марсоходу на колесах? Чем не робот, особенно если сделать его поумнее?
    Но вот эволюция остановилась на ногах, руках, но мы ничего не знаем о колесах среди высших животных.
    Дело в том, что именно андроид — оптимальная форма существования робота. Он универсален, способен работать с человеческими инструментами, способен передвигаться по любой местности. Представьте, что человек завяз в песке — бред, да? Именно решение нестандартных задач ставит человеческое тело в не конкуренции. А колеса никто не исключает, роботам понадобится техника для передвижения, попросту автомобили.
    Насчет технических сложностей, насколько я знаю, есть интересные разработки www.bostondynamics.com/robot_petman.html, через пару десятков лет, двуногими роботами никого не удивишь. Но самое сложное — это интеллект, здесь программистам еще работать и работать.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Балаев  28 марта, 02:05
    Но если интеллект не удастся довести до нормального уровня, я бы использовал «суррогатов», как в фильме. Т.е. андроидов, управляемых дистанционно людьми. Думаю, такая технология появится раньше, чем пресловутый искусственный интеллект.
    Для этого все-таки без пилотируемой экспедиции не обойтись, ввиду сильной задержки сигнала, с земли управлять не получится. Но колоссальная экономия: экипаж остается на орбите марса, а спускаются лишь андроиды-суррогаты. А течение нескольких недель или месяцев проходят работы, а потом экипаж возвращается домой, «суррогаты» уже на автопилоте продолжают работать, делая пусть и не очень сложную работу.
    Может это бред, конечно, но мне идея нравится.
    ОтветитьНравится
  • Хиномото Хомура  28 марта, 19:49
    >>андроид не совершенен только в определённых областях
    >>на дерево колесом не залезешь
    Современные андроиды не способны спуститься с лестницы, какие уж тут пустыни и деревья. Также далеко не всем зондам необходимы деревья.
    >>По пустыне лучше всего подходят гусеницы или воздушная подушка
    Это не подходит для автономного робота ввиду сложности устройства.
    Трака всего два, если один сломается, то робота можно выкидывать на оставшемся он никуда не уедет. А у марсоходов 6 колес, причем кажде с собственным двигателем. Случится, что то с одним — остальные вытянут.
    >>но мы ничего не знаем о колесах среди высших животных.
    Нет, ну вы это серьезно? Почему природа стремящаяся к экономии во всем не создала колеса? Живые ткани не способны образовать колесо. Как вы собираетесь питать ткани колеса? А как его вращать?
    >>Он универсален, способен работать с человеческими инструментами, способен передвигаться по любой местности.
    То же самое способен сделать робот на колесах с телескопической рукой.
    И двигаться он будет с меньшими затратами энергии, чем прямоходящий.
    ОтветитьНравится
  • Greg Molev  24 марта, 20:05
    ну да, сопсна только так и имеет смысл проводить исследования космоса и планет. не один аппарат/спутник/станция, а куча мелких.
    ОтветитьНравится
  • Владислав Бычков  25 марта, 10:35
    «Учёные из Великобритании» уже начало статьи ставит под сомнение научность такого подхода.
    ОтветитьНравится
  • Павел Яковлев  25 марта, 16:06
    Так я не один, оказывается, сомневаюсь в существовании этих мифических созданий.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  25 марта, 16:32
    Бедные нормальные учёные из Британии стали жертвой ходячего мема. Теперь уже ни про какое исследование из Туманного Альбиона и написать нельзя — читатели будут воспринимать всё как бред / шутку, постить комментарии «бугага», не дочитав до конца, и так далее. :(
    ОтветитьНравится
  • Иван Соколов  25 марта, 17:30
    полностью согласен. Не факт, что все учёные из Великобритании исследуют всякую чушь, навроде, wifi вредит деревьям и т.п.
    ОтветитьНравится
  • Nijat Mamedzade  25 марта, 15:59
    Тут ведь «Учёные из Великобритании», а не «британские учёные».)
    ОтветитьНравится
  • Иван Соколов  25 марта, 17:32
    По-моему 60 роботов — это как-то мало. Исходя из погодных условий там и качества нашего производства, штук 20 роботов вырубятся быстро. Если уж отправлять, то массово — 900-1000 шт.
    ОтветитьНравится
  • Хиномото Хомура  28 марта, 19:31
    Эээ, «нашего производства» это вы про кого? Американские марсоходы, например, до сих пор ползают.
    ОтветитьНравится
  • Иван Соколов  28 марта, 20:46
    я про производство техники человеком вообще
    ОтветитьНравится
  • Алексей Заплатин  26 марта, 05:08
    Надо робота-металлурга, робота-печку для микросхемок, робота-паяльщика и робота-программиста. Пусть они там живут и осваиваются, строят свою цивилизацию.
    ОтветитьНравится
  • Денис Мельников  27 марта, 10:57
    ...строят пирамиды и поклоняются человекам :-)
    ОтветитьНравится
  • Александр Вихров  28 марта, 19:18
    А что они там исследовать будут? Ямы? По-моему, там нужен самолет-беспилотник.
    ОтветитьНравится
  • Игорь Габриелян  1 апреля, 23:27
    Рой роботов полезнее всего в военных действиях. Любая армия это рой.
    ОтветитьНравится
  • Илья Рябов  4 апреля, 13:59
    По моему авторы просто недавно прочитали «Непобедимого» Лема=)
    ОтветитьНравится
  • Алексей Халтанов  4 апреля, 17:23
    Всегда думал, что легче создать робота с удаленным интерфейсом под управлением движениями человека, чем автономный робот с ии.
    тут главное какое управление: управление мыслью(?) или повторение всех движений человека.
    ОтветитьНравится
  • Андрей Балаев  4 апреля, 19:38
    Обыкновенный нейроинтерфейс. Современные экзоскелеты считывают нервные импульсы и повторяют движения человека, примерно так и надо управлять. Технологии уже есть, хотя вот с обратной связью пока не все гладко.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Халтанов  5 апреля, 14:28
    ну про экзоскелеты слышал.
    Мне вот интересно:
    Возьмем опять же аналогию с деревом, как удалено с Земли управляя роботом-экзоскелетом на Марсе залезть на дерево(отвесную гору)? (:
    на Земле перед юзером поставить дерево?
    Мб какую то площадку, студию с изменяющимся рельефом пола.
    ОтветитьНравится