Физики создали кремниевый аналог графена

Существование силицена было предсказано в 2007 году, а ленты из этого материала впервые были получены летом 2010-го (иллюстрация Guy Le Lay/ University of Provence).

Из кремния тоже можно получать двумерные листы толщиной всего лишь в один атом. При этом атомы располагаются в решётке в виде шестиугольных сот. Материал, во многом похожий на графен, создали японские исследователи.

Напомним, что кремний в периодической таблице Менделеева стоит под углеродом, а значит, делит с ним массу свойств. После того как в 2004 году учёные впервые получили листы графена, некоторые исследователи предположили, что похожие структуры можно создавать и из кремния.

В естественных условиях никто такую сотовую конфигурацию атомов не наблюдал (кремний не формирует соответствующие атомные связи). Однако название «силицен», по образу и подобию графена, материалу, существующему тогда лишь в теории, всё же дали.

На днях Антуан Флёранс (Antoine Fleurence) и его коллеги из Национального института науки и техники Японии (JAIST) на встрече Американского физического общества доложили, что им удалось вырастить эпитаксиальные плёнки из атомов кремния на подложке из диборида циркония (керамический материал).

Рентгеновское исследование полученных структур показало, что атомы образуют такую же ячеистую структуру из шестиугольников, как и графен (на рисунке под заголовком).

Графен имеет отличные свойства: электроны в нём обладают высокой подвижностью. «Но современная электроника десятилетиями затачивалась под кремний», — комментирует Антуан.

Ранее наноленты из атомов кремния получили физики университета Прованса (Université de Provence). Но то были образования шириной 1,6 нанометра и длиной несколько сотен нм, и к тому же учёные вырастили их на подложке из серебра, то есть на проводящем материале, что затрудняло исследование электронных свойств силицена.

Ленты из атомов кремния (показаны белым цветом) на подложке из атомов серебра. Расчёты показали, что они формируют ячеистую структуру (иллюстрация Guy Le Lay/ University of Provence).

Теперь же изучить их будет проще. Правда, соревноваться силицену с графеном будет непросто – во-первых, у второго фора в 7 лет исследований, а во-вторых, получить листы из углеродных атомов легче.

Физики изобрели самоукрепляющийся нанокомпозит

24 марта 2011

Получено самое тяжёлое антивещество

23 марта 2011

БАК может стать первой машиной времени

16 марта 2011

Испытана необычная обработка металлического стекла

1 марта 2011

Физики сфокусировали импульс света непрозрачной средой

1 марта 2011
  • Сергей Мельков  29 марта, 09:57
    Интересно, когда до кремниевой формы жизни доберутся.
  • Денис Мельников  29 марта, 11:46
    даёшь нанотрубки!!!
  • Олег Апарцев  29 марта, 12:03
    Кстати, действительно, именно электронные свойства силиценовых нанотрубок могут продолжить победное шествие крениевой технологии.